Падение тамплиеров

Тамплиеры в изгнании

Падение Акры, хотя и предсказуемое, вызвало шок во всем католическом мире, и планы Николая IV организовать новый крестовый поход стали особенно актуальными. Ею призыв, прозвучавший 29 марта 1291 года — всего за два ме­сяца до печальных известий с Востока, — был весьма свое­временным: как раз разрешилась запутанная ситуация на Си­цилии, а незадолго до этого подписано Броньольское согла­шение. Предполагалось, что на этот раз крестоносцев воз­главит английский король Эдуард I, который уже сумел разобраться с мятежными валлийцами и теперь мог выпол­нить свое давнее обещание вернуться в Святую землю с хри­стианским ополчением. Дата его отплытия на Восток была назначена на День святого Иоанна Крестителя — 24 июня 1293 года.

Поначалу падение Акры еще не воспринималось как конец латинского присутствия на Святой земле. В Европе бытовало мнение, что освобождению христианских владе­ний помогут монголы. Обращение в христианскую веру не­которых монгольских вождей на втором Лионском соборе позволяло надеяться, что вскоре их примеру последуют и остальные соплеменники; постепенно слабые надежды пре­вращались в настойчивые ожидания. Папа Николай IV — первый францисканский монах, занявший трон святого Петра, — направил своего духовного брата Джованни ди Монте-Корвино в качестве миссионера ко двору великого Кубла-хана. Христиане по-прежнему удерживали власть в Киликийской Армении и на Кипре, который тоже оставался в руках франков. Стратегия папы римского заключалась в том, чтобы еще до выступления в поход короля Эдуарда усилить эти христианские форпосты и одновременно подорвать экономическое положение Египта путем морской блокады.

На взаимные обвинения и разногласия среди католиков был наложен запрет, что разительно отличалось от ситуации после провала 2-го Крестового похода. В основном ответственность за происшедшее была возложена на ломбардцев — именно они дали повод Келауну нарушить перемирие; а еще обвиняли отступников из числа латинян, проживавших в Палестине, но прежде всего — проявивших трусость и малодушие христианских вождей. «Рыдайте, дщери сионские, — писал автор средневекового трактата «Dе Ехidio Urbis Acconis», — возопите о вождях, бросивших вас. Оплакивайте ваших пап и священников. Скорбите о королях, принцах и баронах, христианских рыцарях, возомнивших себя грозными воинами... но бесславно по­кинувших город, населенный братьями-христианами, ос­тавив их, словно агнцев среди волков».

Упадок духа и растерянность среди христиан резко контрестировали с религиозной одержимостью мусульманского мира. Даже Всевышний был готов спасти Содом, если там найдется десяток праведников, — точно так же было и с Акрой, в которой, несмотря на печальную судьбу, насчи­тывалось гораздо больше десяти верных защитников. Вор­вавшиеся в город мамлюки зарезали тридцать монахов-до­миниканцев, а их духовный брат Рикольдо


назад далее
Навигация