Приложения

Последние крестовые походы

Войны между христианами и мусульманами продолжа­лись на протяжении многих веков и после роспуска ордена Храма. В XIV веке египетских мамлюков в качестве лидеров исламского мира сменили оттоманские турки. Свое назва­ние они получили от эмира турок-сельджуков по имени Ос­ман, чьи владения первоначально находились в Никее, неда­леко от Антиохйи. В XIV веке турки под его предводитель­ством покорили всю Малую Азию, а затем, обогнув Кон­стантинополь, пересекли Дарданеллы и через Македонию и Болгарию дошли до Дуная. В 1389 году они нанесли жесто­кое поражение православным сербам.

После этого основной задачей христиан стало не осво­бождение Иерусалима, а снятие блокады Константинополя. В 1396 году большой экспедиционный корпус под командо­ванием венгерского короля Сигизмунда и французского гра­фа Жана Неверского был разбит турками под городом Нико-полис на Дунае. В 1444 году армия крестоносцев, собранная по инициативе папы Евгения IV, потерпела поражение в битве под Варной. А девять лет спустя Константинополь оконча­тельно перешел под власть турок-оттоманов.

Эта катастрофа отозвалась во всем христианском мире так же тяжело, как и падение Иерусалима двумя веками ра­нее.

Францисканский монах Джованни Капистрано, послан­ный папой Николаем V призвать венгров к новому крестово­му походу, сумел собрать сильную армию, которая отбила нападение превосходящих сил турок, осадивших Белград. Однако этот успех оказался лишь временным — в 1521 году Белград пал, а венгры потерпели новое тяжелое поражение под Мохачем в 1526 году.

Одновременно турки уверенно расширяли исламские вла­дения в Средиземноморье. В 1522 году рыцари-госпиталье­ры лишились своих владений на Родосе, а с Кипра латиняне были изгнаны в 1571 году. Однако в том же году победа объ­единенного христианского флота при Лспанто позволила Ве­неции занять остров Крит и удерживать его вплоть до 1669 года. Единственным местом, где у европейцев до XVII века наблюдались успехи, была Испания: между 1482 и 1492 года­ми Реконкиста завершилась взятием Гранады, последнего мусульманского владения на Пиренейском полуострове.

Начиная с XIV века первоначальный идеализм ранних крестовых походов сменился холодным расчетом христиан­ских правителей, с одной стороны, и нескрываемым циниз­мом их подданных — с другой. Эразм Роттердамский в XVI веке решительно развенчал саму идею крестовых походов, а вскоре последовавшая Реформация полностью отвергла ис­купительное значение крестоносных экспедиций, как и пра­во папы римского налагать епитимью и отпускать грехи. С этого момента главный удар по исламу наносили те страны и народы, чьим интересам он реально угрожал, — например, венецианцы в Средиземноморье и австрийская династия Габс­бургов в Восточной Европе.

Своей высшей точки мусульманская экспансия — нача­лась с пророка Мухаммеда, основавшего ислам в седьмом веке, — достигла


назад далее
Навигация