Он был абсолютно убежден, что многие просто маскируются под христиан, а сами давно подписали «тайный договор с дьяволом».

Из сказанного невольно возникает вопрос: а не мог ли сатана овладеть душой самого папы? И ответ на него далеко не столь очевиден, как кажется, тем более для таких опыт­ных крючкотворов, как Гильом Ногаре и его коллега Гильом де Плезан, ревностно исполнявших задание своего «началь­ника», Филиппа Красивого. Пожалуй, только этим и можно объяснить столь упорное противодействие Климента V «хри­стианнейшему из монархов». Разве у того же епископа Памьерского Бернара Сессе, посмевшего назвать Филиппа IV «глупой и косноязычной совой», не было такого советника из преисподней? В этом несчастный сам признался под пыт­ками. Но самое важное — откровенным еретиком был смер­тельный враг короля Филиппа папа Бонифаций VIII, содо­мит и слуга сатаны.

Душевное состояние тех, чьему примеру папа Климент V, опасаясь обвинения в связи с дьяволом, не хотел следовать, было тяжелым. Помимо жестких и настойчивых нападок на тамплиеров король Филипп предложил провести посмерт­ный суд над Бонифацием VIII по обвинению в ереси. Что касается церковного канона, то подобный прецедент в исто­рии Рима уже имел место — с папой Формозом в 896 году. Сам Филипп добивался нового процесса, чтобы постфактум смыть с себя позор того святотатства, которое сотворил в Ананьи его приспешник Гильом Ногаре. Одновременно это позволило бы доказать всему миру, что он имеет право не просто судидъ подданных, но «также арестовывать и карать пап-вероотступников». В Папской курии было достаточно «бонифацианцев», и это подтолкнуло Климента к примире­нию с королем. Пожертвовать тамплиерами казалось мень­шим злом — и Святой престол ими пожертвовал.

Частью намеченной Филиппом кампании поношения покойного понтифика была также канонизация Пьетро дель Морроне — папы-отшельника Целестина V, которого якобы незаконно сместил, а затем бросил в тюрьму и отравил ко­варный Бонифаций VIII. Окончательное признание того, что Целестин V вознесся на небеса, по мнению Филиппа, озна­чало неизбежное падение строптивого Бонифация в преис­поднюю. Поэтому процессу канонизации святого Целестина предшествовала целая серия инспирированных «чудес», рас­считанных на простолюдинов.

Под мощным напором могущественного французского монарха, который считал себя ответственным лишь перед Богом, и под влиянием собственного окружения Климент V оставался верен своей любимой тактике выжидания и затя­гивания и одновременно старался держаться подальше от эпицентра событий, передав практически все под контроль Филиппа Красивого. Политический хаос в Италии того вре­мени не позволял папе вернуться в Папскую область, поэто­му он создал новый анклав — со столицей в городке Авинь­он, расположенном на берегу Роны, на самой границе Про­ванса. В августе 1308 года Климент V объявил, что папский двор покидает Пуатье и переезжает в Авиньон


назад далее
Навигация