В одном из монастырей, расположенном неподалеку от Молезма, настоятельницей стала его родная сестра Гумбелина.

По собственной ли воле эта молодая женщина постриглась в монахини? Со слов Бернарда Клервоского, приведенных в посвященной ему книге «Vita prima» («Первая жизнь»), Гумбе­лина вышла замуж и вела обычную светскую жизнь, потом по призыву брата решила покаяться и, с согласия мужа, ушла в монастырь. Тем же путем пошел и старший брат Бернарда — Ги, который был женат и имел двух дочерей. Его Бернард так­же убедил отречься от семьи и присоединиться к клервоскому братству. Вполне Очевидно — перед нами явный духовный ди­лер национального масштаба. В чем же суть харизмы препо­добного Бернарда? Его биограф в «Vita prima» описывает Бер­нарда как человека приятной наружности, с тонкими чертами лица, стройного, среднего телосложения, с нежной и слегка розоватой кожей, светлыми волосами и рыжеватой бородкой. Однако влияние Бернарда Клервоского на окружающих опре­делялось прежде всего его глубоким внутренним миром и неве­роятной убежденностью. «Его лицо светилось неземным благо­родством... а физический облик словно растворялся во внут­ренней чистоте и невероятной благожелательности». Бессмыс­ленно пытаться себе представить, как бы он смотрелся в наше время с экрана телевизора; все, что нам следует знать о Бернар­де Клервоском, сыгравшем огромную роль в судьбе тамплие­ров, прекрасно сформулировал Дон Давид Нолес — наш совре­менник, историограф ордена бенедиктинцев:

«...Это представитель того узкого класса выдающихся людей, чьи таланты и сфера их приложения замечательным образом совпали. Его личный магнетизм и духовная сила — как вождя, как писателя, как проповедника и как святого — проявились чрезвычайно ярко и были просто неотразимы. В Клерво со всех концов Европы стекались люди, которые за­тем разносили его идеи по всему континенту... В течение сорока лет Сито-Клерво служил духовным европейским цен­тром; через общину святого Бернарда прошли будущий папа римский, архиепископ Йоркский, а также целый ряд карди­налов и епископов».

* * *

В 1127 году король Балдуин II отправил Гуго де Пейна и Гильома Бурского с дипломатической миссией в Западную Ев­ропу. Они получили задание уговорить Фулько Анжуйского жениться на Мелисенде, дочери Балдуина, стать законным на­следником иерусалимского трона и возглавить запланирован­ный вооруженный поход на Дамаск. Помимо того, Гуго соби­рался, с разрешения папы, набрать кандидатов на вступление в свой орден рыцарей Храма. Трудно сказать, какова именно была в тот момент численность ордена храмовников — летописцы говорят о девяти рыцарях-тамплиерах. Однако тот факт, что именно магистр был выбран королем Балдуином для столь от­ветственной миссии — а тот прихватил свиту из нескольких вооруженных рыцарей, — позволяет предположить: по стан­дартам заморских латинских территорий, орден к тому време­ни уже был достаточно силен.


назад далее
Навигация