однако из болота коррупции римских пап вырвали не реформаторские устремления клюнийских бенедиктинцев, а вторжение германских императоров. После смерти Карла Великого возобладали германские племенные традиции, со­гласно которым наследие монарха — ранее единая Римская империя — делилось между его сыновьями. В результате империя была поделена на три части: Францию — на западе, Германию — на востоке и на длинную полоску земли между ними — от Фландрии до Рима, названную Лотарингией (по имени Лотаря, одного из трех законных наследников).

Столетие после смерти Карла Великого Европа пережи­вала крайний упадок порядка и цивилизации, но это продол-жалось лишь до тех пор, пока к власти в Германии не при­шла саксонская знать, а папа Лев III не выдвинул идею о возрождении Римской империи в новом варианте — в нее вошли Германия и Северная и Средняя Италия (с Римом) — под властью германского владыки. Эта «Священная Римская империя» стала грандиозным детищем герцога саксонского Оттона I, или Оттона Великого, который сначала покорил венгров, а в 951 году, перейдя через Альпы, заявил свои пра­ва на Италию. После коронации, свершившейся в Павии, итальянский монарх приблизился к врагам Рима. Пообещав уважагь права и свободы римских граждан и защищагь Ваги-канский престол, Отгон взошел на алгарь церкви Свягого Иоанна Злагоусга Латеранского вместе с новоиспеченной королевой Адельгейдой — и молодой, весьма развращенный папа Иоанн XII провозгласил его имперагором.

Возрождение Римской империи было не просто важным политическим событием или значительным историческим эпи­зодом. В этог момент Западная Европа подошла к осознанию своего культурно-религиозного единства, которого не было ни до, ни после. И хотя по-прежнему каждый отдельный человек подчинялся своему хозяину-феодалу, однако эго уже был не просто англичанин, француз или немец, а хрисгианин, чью все­ленскую веру защищала не только церковь, но и государсгво. Первой заповедью хрисгиансгва была любовь — любовь даже к тем, кто раньше вызывал подозрение, предубеждение и непри­ятие по причине расовых и национальных различий. Именно такие отношения формировало новое религиозное мировоззре­ние среди единоверцев, населявших Священную империю, в которой термины «христианин» и «римлянин» стали равнознач­ными. В ее пределах не могло быть сугубо национальных цер­квей, поскольку не было границ между населявшими ее наро­дами: если человек, живший в Средние века и стоявший вне политики, проникался идеей христианской общности, то впол­не мог сказать, что живет в государстве-вселенной.

К сожалению, реальное сотрудничество папы с импераго­ром, ог когорого зависела прочность единой системы правле­ния, было весьма неустойчиво: хотя клюнийские реформаторы прилагали усилия для укрепления церковного авторитета, их намерение высвободить духовенство из-под пресса светской власти наталкивалось на упорное сопротивление императоров


назад далее
Навигация