При этом не обнаружи­лось никакого особого оружия, а лишь немного денег и старая, разбитая мебель. В кладовках были обнаружены небольшие за­пасы соленой баранины, свинины, говядины, бочки с сельдью, вяленая рыба, но вовсе не было вина.

В сентябре 1309 года в Англию прибыли для проведения следствия два инквизитора — некий Дьедонне, настоятель монастыря Ланьи, и Сикар де Воур, каноник из Нарбонны, где архиепископом был уже упоминавшийся Жиль Эйслен, председатель папской комиссии в Париже. Это было первое появление инквизиции на Британских островах: в отличие от Франции, где инквизиторы давно имели прочные пози­ции и охотно использовались в интересах королевской влас­ти, в Англии их деятельность противоречила местным зако­нам. Более того, следствием занималось специальное жюри присяжных, а пытки были категорически запрещены. По этой причине допросы арестованных тамплиеров, проведенные присланными инквизиторами и епископом Лондонским в период с 20 октября по 18 ноября, не дали никаких результа­тов. Никто из обвиняемых не признался в каком-либо свято­татстве или антицерковной деятельности. Умбер Блан, ко­мандор Овсрни, бежавший в Англию от преследований фран­цузского короля, объяснил, что подозрительная атмосфера таинственности, которая сопровождала процедуру принятия в орден новых членов, была вызвана «простым безрассуд­ством» и стремлением вызвать большее уважение новобран­цев, однако ничего кощунственного или противоправного там никогда не происходило.

Раздосадованные столь неудачной попыткой добиться признания, инквизиторы решили собрать провинциальный церковный совет в графстве Кентербери. На первом заседа­нии, которое открылось 24 ноября в Лондоне, они обрати­лись к королю Эдуарду II с настоятельной просьбой приме­нить пытки. При этом они туманно и многоречиво ссыла­лись на то, что подобная процедура якобы соответствует духу Библии и церковным канонам. И хотя разрешение было в конце концов получено, но и пытки желанных результатов не дали. Единственное нарушение, да и то незначительное, которое удалось им выявить, — распространенное между там­плиерами убеждение, что во время капитула (собрания кано­ников и высших руководителей ордена) магистр имеет право отпускать грехи.

Другим обстоятельством, вызвавшим откровенное недоволь­ство инквизиторов — о нем они поведали в послании папе Клименту, — было явное нежелание Эдуарда II передать арес­тованное имущество тамплиеров римской церкви. Свои дей­ствия тот объяснял необходимостью посоветоваться с англий­скими графами и баронами. Это была не просто попытка затя­нуть расследование: если папа имел право претендовать на эту собственность, поскольку она складывалась из пожертвований ордену за выполнение ими церковного долга в Святой земле, то король мог резонно возразить, что эти благотворительные дары сделаны английскими


назад далее
Навигация