Святая земля была густо населена и сильно урбанизирована, а основной доход земле­владельцы получали от аренды собственности, пошлины на перевоз людей и грузов, разрешений на содержание обще­ственных бань, хлебопекарен и рынков, а также портовых и таможенных сборов.

По стандартам того времени — да и нашего тоже — перечисленные выше платы и поборы были не слишком обременительны: так, налог на сельскохозяйственную продукцию не превышал одной трети ее стоимости. Хотя мусульмане, естественно, сохраняли верность исламу, имеются доказательства, что их не слишком стесняло новое латинское законодательство. Фактически франкские законы были менее жесткими, чем традиционные мусульманские правила. Уважительное отношение франков к феодальным традициям заметно контрастировало с непредсказуемыми и своенравными требованиями мусульманских князей. Разумеется, мусульма­не в заморских территориях считались гражданами второго сорта — им, скажем, запрещалось носить франкскую одежду, — однако у них были свои суды и своя местная администрация. А в случае принятия христианства они приобретали все гражданские права, что постепенно привело к формированию заметной прослойки сирийских христиан. Интересно отметить — среди самих «заморских» латинян не было слуг, что разительно отличалось от феодальной структуры западноевропейского общества. И хотя имущественно-родовая иерархия сохранялась, все же это было общество свободных людей, где даже беднейшие и нуждающиеся не только сохраняли свободу, но имели намного больше прав, чем самые богатые представители местного населения.

Несмотря на проявления жесткого антисемитизма в ходе крестовых походов, латинские власти приняли немало мер, дабы повысить терпимость по отношению к евреям: на Ближнем Востоке к ним относились намного мягче, чем в Запад­ной Европе, и они имели больше возможностей для исповедования своей религии. В Святой земле часто встречались еврейские паломники из Византии, Испании, Франции и Германии.

Все местное население — как мусульмане, так и христи­ане — извлекали ощутимую прибыль от бурного развития торговли. До прихода крестоносцев слабый ручеек восточ­ных товаров, таких как шелк и специи, поступал на Запад через купцов южноитальянского порта Амальфи. Однако после того, как города средиземноморского побережья Ма­лой Азии перешли под власть латинян, а концессии на мор­скую торговлю сосредоточились в руках могущественных итальянских метрополий — Венеции, Генуи и Пизы, торговля с внутренними мусульманскими территориями резко ожи­вилась, особенно с введением в оборот новой латинской ва­люты, безанта — первой христианской монеты, поступившей в широкий оборот, за сто лет до знаменитых итальян­ских флорина и дуката.

Тамплиеры, получавшие доход от своих феодальных по­местий, были подчеркнуто терпимы к местным мусульма­нам, что нередко вызывало у их соотечественников, недавно прибывших из Европы, настоящее потрясение


назад далее
Навигация