Сам факт, что Жак де Витри счел нужным ободрить и поддержать тамплиеров именно таким образом, говорит о том, что они по-прежнему ощущали себя исполнителями важной религиозной миссии. И хотя в исторических хрониках о них упоминается преимущественно в связи с военными или по­литическими действиями вождей, рядовые рыцари продол­жали твердо придерживаться Кодекса, принятого на знаме­нитом Соборе в Труа. И во времена, когда монашеские орде­на частенько обвиняли в распущенности и коррупции, к хра­мовникам такие упреки не относились. Постоянно вдыхая не церковный ладан, а запах конского навоза, кожи и пота, они прекрасно осознавали опасность службы в Палестине, знали, что рано или поздно их ждет страшная смерть от рук неверных.

Если еще раз просмотреть внимательнее орденский Ко­декс, то можно представить, в каких суровых жизненных ус­ловиях — жесткой дисциплины и сурового наказания за лю­бое нарушение — исполняли свой обет братья-храмовники в середине XII века и в последующие времена. Вероятно, един­ственным их утешением и поддержкой были дружеские от­ношения с другими рыцарями, разделявшими с ними тяже­лую воинскую судьбу. Такая дружба, как мы уже знаем, вы­соко ценилась среди цистерцианцев. Как явствует из Кодек­са, несмотря на соперничество между двумя орденами — которое нередко перерастало в открытый конфликт, — това­рищеские отношения, существовавшие между рыцарями и сержантами ордена Храма, распространялись и на братьев-госпитальеров. Тамплиерам требовалось предварительно по­лучить разрешение начальства, чтобы есть, пить и посещать дома других религиозных общин, кроме госпитальеров. Ры­царь-тамплиер, оказавшийся в сражении отрезанным от сво­их братьев по оружию, обязывался «присоединиться к пер­вому знамени, которое он увидит поблизости, желательно — к знамени госпитальеров». В 1260 году, когда отряду храмовников было приказано покинуть Иерусалим, руководство ордена согласовало свои действия с госпитальерами; и те охотно к ним присоединились.

Гомосексуальные отношения между рыцарями, согласно Кодексу, оценивались как самый страшный проступок, преступление «против закона и Вседержителя», оно приравнивалось к вероотступничеству или дезертирству с поля боя, за это наказывали изгнанием из ордена. В статье 573 приводится пример с наказанием «трех братьев, которые ночью в Замке Паломника, сподобившись тяжкому греху, ласкали друг друга». Их проступок показался великому магистру столь «злостным и предосудительным», что он даже не пожелал представить их на суд орденского капитула. Вместо этого «нарушителей режима» заковали в кандалы и отправили отбывать наказание в Акру. Один из них, по имени Лука, сумел по дороге улизнуть, переметнувшись к мусульманам; второй при попытке бегства погиб; а третий долгие годы провел в застенке.

Но чаще всего тамплиеров обвиняли в непомерной алчности


назад далее
Навигация