на судебных слушаниях по делу тамплиеров сержант Жан де Шалон под присягой засвидетельствовал, что Жерар де Вильер, командор Франции, предупрежденный доброхотами о готовящемся аресте, бежал из королевства, прихватив всю казну тамплиеров. Ее погрузили на восемнадцать судов. Если это и в самом деле так, то куда же подевадись сокровища? Джордж Фридрих Джонсон утверждал, что они попали к од­ному из членов ордена Храма в Шотландии, конкретно ука­зав на остров Мулл.

Спекуляции на эту тему не прекратились и в XVIII веке, но, пожалуй, никогда не появлялось столько домыслов о пропавших сокровищах, как в наши дни. По меткому выра­жению Малкольма Барбера, самого компетентного англий­ского специалиста, изучавшего деятельность тамплиеров, «возникла своего рода небольшая индустрия, за счет которой питаются ученые, историки искусства, журналисты, издате­ли и телевизионщики». В эзотерических теориях и утвержде­ниях франкмасонов немало фантастического: тамплиеры объявлены защитниками священной чаши Грааля — подра­зумевается кубок, из которого Христос пил на Тайной вече­ре; королевский род Меровингов, по их мнению, ведет нача­ло от любовной связи Христа с Марией Магдалиной; а самой главной реликвией тамплиеров объявлена Туринская плаща­ница.

Разрозненные и противоречивые факты пытаются допол­нить собственными измышлениями. В своей книге, вышед­шей в 1977 году, «Тамплиеры. Рыцари в белых плащах» («Les Templiers. Сеs Grand Seigneurs aux Blancs Manteuaux») фран­цузский писатель Мишель Лами останавливается на судьбе одного из основателей ордена бедных рыцарей Иисуса Хри­ста — цистерцианского аббата, а впоследствии настоятеля монастыря в Клерво Стефана Хардинга, друга и покровителя Бернарда Клервоского. Автор напоминает нам, что отец Сте­фан настойчиво привлекал еврейских раввинов к переводу книг Ветхого Завета с иврита на латынь. «Что послужило при­чиной столь неожиданного интереса аббата к древнееврей­ским текстам?» — вопрошает Лами. По его мнению, с помо­щью древних текстов ему удалось установить, что сокровища сокрыты на Храмовой горе. Вот почему покровитель цистер­цианцев Гуго Шампанский отправился в Иерусалим, а затем побудил своего вассала Гуго де Пейна основать орден бед­ных рыцарей Иисуса Христа со штаб-квартирой именно на Храмовой горе. «Остается полагать, что в документах, кото­рые, вероятнее всего, прихватил в Палестину Гуго Шампан­ский (о них, несомненно, знал и Гуго де Пейн), напрямую указано место, которое впоследствии стало главной резиден­цией ордена Храма на Востоке».

Та же гипотеза присутствует и в произведениях британ­ских авторов — «Святая кровь и Святой Грааль» («Тhе Но1y Вlооd аnd the Holy Graal») Майкла Бейджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна (1982), а также «Голова Бога» («Тhе Неаd оf God») Кейта Лейдера (1998): в обеих книгах авторы объяс­няют малую численность ордена в первые годы его суще­ствования необходимостью сохранять в тайне интенсивные поиски сокровищ


назад далее
Навигация