Столь поспешные и резкие церковные санкции рассматривались Папской курией как наиболее действенное средство поддер­жания собственного авторитета: Григорий IX целиком разде­лял мнение Бернарда Клервоского, что меч для борьбы за христианские идеи император может извлечь из ножен лишь по указанию папы римского.

После второго отлучения Фридрих особенно ощутил от­кровенно враждебное отношение к нему католического ду­ховенства заморских территорий, когда в 1228 году высадил­ся в Акре. Предполагалось, что, исполнив свой обет, он на­конец примирится с церковью. Однако Фридрих не выказал и тени раскаяния — сразу после его отплытия на юге Италии вспыхнула война между императорскими войсками под ко­мандованием Реджинальда Сполетского и папской армией, ведомой его бывшим тестем и бывшим королем Иерусалим­ским, заклятым врагом Жаном де Бриенном.

В ответ на столь дерзкое поведение Григорий IX напра вил гневное послание патриарху Акрскому, в котором под­тверждал свой прежний приговор мятежному императору. Это означало полное отстранение Фридриха от командования крестовым походом; при этом все его подданные были осво­бождены не только от вассальной зависимости, но и от необ­ходимости подчиняться приказам опального императора. Армия латинян и прежде была немногочисленна — местные бароны со своей свитой, около восьмисот рыцарей-палом­ников и десять тысяч пехотинцев. Теперь и без того слабое войско разделилось на два лагеря: один — во главе с импера­тором, а другой — под началом патриарха Герольда. Великий магистр тевтонов Герман фон Зальца был на стороне своего давнего приятеля Фридриха, а вот госпитальеры и храмовни­ки отказались выполнять приказы отлученного монарха.

По мнению Фридриха, такое разделение между латиня­нами могло сказаться лишь при начале военных действий. По сути дела, ослабление военной мощи крестоносцев зас­тавляло их искать дипломатические пути достижения своих целей, не прибегая к активным операциям. Тем более что предпосылки для этого имелись. Еще до отбытия из Сицилии Фридрих.принял при своем дворе в Палермо эмира Фахруддина ибн ас-Саиха, прибывшего по поручению египетского султана и брата Саладина, аль-Камиля, с предложением возвратить христианам Иерусалим в обмен на военную помощь в борьбе с единоверцами из восточных провинций. В ответ Фридрих направил епископа Палермского Томмазо Ачеррского в Каир с богатыми дарами и предложением дружбы. В свою очередь, Фахруддин снова посетил Палермо, в результате они с Фридрихом стали близкими друзьями.

К тому времени, когда Фридрих прибыл в Палестину, ситуация в империи Аюбидов заметно изменилась, и аль-Камиль отчетливо осознавал опасность, грозившую всему исламскому миру в случае возврата Иерусалима христианам. фридрих направил к аль-Камилю — теперь в Наблус — своих эмиссаров, чтобы напомнить о его обещании отдать Иерусалим


назад далее
Навигация