Эпилог

Приговор истории

Какой же вердикт вынесла история тамплиерам? Со вре­мени суда над орденом Храма общественное мнение не оп­ределилось в ответе на вопрос, действительно ли они совер­шали те преступления, в которых обвинялись. Данте Алигьери считал их невинными жертвами алчного короля Филип­па IV, а вот Раймунд Луллий, поэт из Мальорки, мистик, миссионер и теоретик крестовых походов, поначалу сомне­вался, но потом все же пришел к выводу, что выдвинутые против храмовников обвинения вполне обоснованны. Одна­ко тот и другой слишком фанатично отстаивали свою пози­цию: Данте вообще изгнали из Флоренции сторонники Кар­ла Анжуйского, а Луллий всю жизнь носился с идеей Фи­липпа Красивого о слиянии двух главных духовно-рыцар­ских орденов.

В последующие века объективное представление об этом процессе так и не сложилось из-за влияния разнообразных политических обстоятельств и интересов: приспешники рим­ских пап и французских королей категорически не желали признавать, что предшественники их владык совершили ве­личайшую несправедливость, в то время как демократы и конституционалисты стремились изобразить тамплиеров как абсолютно невинных жертв тирании. Так, в начале XVI века Анри Корнелий Агриппа в своем трактате «Философия ок­культизма» («Dе оссulta philosophia») приравнял храмовни­ков к колдунам, а живший в том же столетии французский мыслитель Жан Боден считал их, подобно евреям, маргинализированным меньшинством, которое подверглось нападе­нию коварного монарха.

В XVII—XVIII веках беззаконное осуждение тамплиеров, лишенных права на защиту, протестанты и просто скептики постоянно использовали в борьбе с католической церковью. Англиканский священник Томас Фуллер писал, что «причи­ной истребления тамплиеров отчасти была присущая им по­рочность, а отчасти — накопленные ими богатства»; а Эду­ард Гиббон в «Истории заката и падения Римской империи» отмечает присущие «бедным воинам Христа» высокомерие, стяжательство и дурной нрав. Именно такими изобразил хра­мовников и Вальтер Скотт.

Но в эпоху Просвещения в XVII веке возникло и иное отношение к тамплиерам — их стали воспринимать не как ортодоксальных католиков или, наоборот, вероотступников-еретиков, а скорее как проповедников древних оккультных религий, предвосхитивших появление Христа. Казалось бы, столь рационалистическое учение, гордившееся борьбой со всевозможными суевериями и опиравшееся на здравый смысл, должно было сорвать паутину мистики с истории ордена Храма. Тем не менее, как заметил Питер Партнер в книге «Убитые волшебники» («Тhе Мurdered Magicians»), «деятели эпохи Просвещения и не пытались спокойно разобраться в доводах как сторонников, так и противников тамплиеров. Трансформация отношения к ордену, произошедшая в XVIII веке, показывает, сколь далеки были просветители от строго научного подхода к проблеме. Когда трезвые и холодные умы XVIII столетия, заглянув


назад далее
Навигация