Тамплиеры

Бедное братство — Христово воинство

За годы, последовавшие после взятия Иерусалима, на отво­еванных крестоносцами территориях («заморских», как их на­зывали в Западной Европе) образовалось четыре франкских государства. На севере возникло княжество Антиохия под уп­равлением южноитальянского норманна Боэмунда Тарентского. На восток от него, по другую сторону Евфрата, было упомя­нутое выше графство Эдесса во главе с Балдуином Булонским. Южнее Антиохии находилось графство Триполи, которое при­брал к рукам Раймунд Сен-Жиль, граф Тулузский (он умер при осаде города турками в 1105 году). Еще дальше на юг — на территории от Бейрута на севере до Газы на юге — располага­лось Иерусалимское королевство, которым управлял Готфрид Бульонский, не желавший принять официальный королевский сан в городе, где когда-то Христос нес свой терновый венец, и потому взявший титул защитника Гроба Господня.

Папа Урбан II скончался в Риме через две недели после триумфального взятия Иерусалима, но эта радостная весть так и не успела дойти до него. Незадолго до смерти наслед­ником Адемара Монтейльского в качестве папского легата на Востоке он назначил Даймбера, архиепископа Пизанско-го. Даймбер стал патриархом Иерусалимским, а после смер­ти Готфрида в 1100 году попытался закрепить за римской церковью и все Иерусалимское королевство. Однако франк­ская знать этому воспротивилась и посадила на освободив­шийся трон брата Готфрида — Балдуина Булонского, которому принадлежало Эдесское графство. Балдуин был не столь щепетилен в выборе королевского титула, и на Рождество 1100 года отвергнутый Даймбер возложил на него корону иерусалимского монарха. Произошло это знаменательное событие в церкви Рождества Христова в Вифлееме.

Общественный порядок, установившийся в латинской Си­рии и Палестине, основывался на тех же феодальных принци­пах, что и в Западной Европе. Но в то время как властные правители, такие как Вильгельм Завоеватель в Англии и Род­жер Хойтевилл на Сицилии, прочно удерживали контроль над завоеванными землями, Готфрид, а после него и Балдуин изби­рались другими знатными крестоносцами всего лишь как пер­вые среди равных, что заставляло их с большим уважением от­носиться к правам вассалов. В новом кодексе были прописаны и дополнительные права, на Западе в ту пору еще не известные. Обязательства князей Триполи, Эдессы и графа Антиохийского перед иерусалимским сюзереном были столь же неопреде­ленными, как отношения графов и герцогов с королем Фран­ции того периода: они признавали его верховенство, лишь ког­да их собственной безопасности угрожала мусульманская коа­лиция. Юный племянник Боэмунда, Танкред, покоривший провинции Галилея и Сидон, формально признавая себя васса­лом короля Баддуина, вел себя как суверенный правитель. На­блюдалось практически непрерывное перемещение высших представителей знати с одного трона на другой, как фигур на шахматной доске: когда во время очередного похода на турок Боэмунд попал в плен, Антиохией в его отсутствие правил Тан­кред


назад далее
Навигация