Вновь обретенный Храм

Мусульманам так и не удалось установить полную власть над Иберийским полуостровом, поскольку вскоре началось ев­ропейское контрнаступление, названное Реконкистой. Вестгот­ские дворяне, некоторое время укрывавшиеся в горах Астурии, объединив усилия с коренными жителями, дали оккупантам отпор, и около 722 года — за десять лет до поражения мусуль­ман от армии Карла Мартелла в битве при Пуатье — их ополче­ние под руководством Пелайо разбило исламский отряд под Ковадонгой. После того как они изгнали арабов из Галисии, расположенной на северо-западной окраине полуострова, гра­ница между христианскими и мусульманскими землями в Ис­пании пролегла по реке Дуэро.

В результате вооруженного сопротивления вновь обрели независимость горячие и неукротимые баски — это племя жило на крайнем западу Испании, а к концу VIII века франки под предводительством Карла Великого освободили Каталонию и в 801 году взяли ее столицу — Барселону. Однако основные тер­риториальные приобретения западного христианства в IX и X веках были связаны с покорением и крещением языческих пле­мен в Северной и Восточной Европе — аваров, венедов, сла­вян. Православная Византийская империя также заметно рас­ширила свое влияние благодаря серии успешных военных опе­раций и грамотной политике. Хотя открытого противостояния православной и католической церквей еще не было, однако между ними уже велась подспудная борьба за обращение в хри­стианство и влияние на языческих монархов. Киевская Русь, а вместе с ней Болгария и Сербия перешли под руку константи­нопольского патриарха; в то же время Польша и Венгрия, при­нявшие католичество, стали на сторону папы римского.

Несмотря на активную миссионерскую деятельность в IX веке католических священников Анскара и Рембера, христиан­ство вплоть до X века не могло укорениться в Скандинавии. И все же в конце концов удалось крестить и воинственных ви­кингов, чьи пиратские набеги сильно тревожили соседние хри­стианские государства, особенно кельтов. Первым из скандинавских вождей принял католичество некий Роллон, который в 918 году с группой последователей основал новую христиан­скую колонию в долине, расположенной в низовьях Сены, на что предварительно заручился согласием французского короля. Видимо, из-за происхождения их стали называть «людьми с севера», или, по-французски, норманнами.

Исламская угроза всегда оставалась главной заботой хрис­тианских лидеров, однако их военные усилия в заметной сте­пени ослаблялись взаимными междоусобицами. В правление Меровингов в Галлии разгорелась такая свирепая и кровавая вражда между дворянами, что их стычки «больше напоминали схватки диких зверей», а государство было не в силах утвердить даже элементарный общественный порядок. Чтобы обеспечить безопасность себе и своей семье, человеку ничего не остава­лось, как заручиться протекцией одного из могущественных соседей, но за это приходилось


назад далее
Навигация