В июле 1220 года папа Гонорий III говорил своему легату Пелагию, что для переправки большой суммы денег он не может найти никого, кому доверял бы больше, чем храмовникам. Рыцарские братства охотно выполняли поручения не только духовенства, но и мирян: госпитальеры и ърамовники одинаково усердно служили и папам, и королям. Как и другие монахи, они сохраняли привычку к послушанию, а поскольку следовали обету безбрачия, то их не интересовали вопросы наследования богатств и династические споры. Вместе с тем рыцарский статус придавал им необходимый авторитет при исполнении воинских обязанностей: например, папа Урбан IV поручил трем рыцарям-храмовникам контролировать состояние всех замков и крепостей в Папской области, а в Акре именно тамплиеры и госпитальеры были среди тех немногих, кому одинаково доверяли Ричард I и Филипп Август. Благодаря накопленному опыту и знанию банковских дел храмовники стали выпол­нять функции главных финансовых поверенных большин­ства западноевропейских монархов.

Несмотря на строгую дисциплину, а также обет послуша­ния, который все братья-рыцари давали великому магистру, и присягу на верность папе римскому, следует признать, что духовно-рыцарские ордена нередко защищали интересы вен­ценосцев, конфликтовавших между собой или с римским папой. Практически в любой европейской державе и госпи­тальеры, и храмовники были активно задействованы в мест­ной общественно-политической системе, благодаря чему ока­зывали заметное влияние на различные процессы — есте­ственно, с учетом собственных интересов. Когда папа рим­ский отлучил от церкви английского короля Иоанна Безземельного, сменившего на троне Ричарда Львиное Сердце, тот обратился за советом к магистру тамплиеров Англии Аймери де Сен-Мору — это был единственный человек, кото­рому Иоанн мог доверять. Точно так же император Фридрих II, у которого были постоянные распри с римскими понти­фиками, опирался на совет и поддержку Германа фон Заль­ца, Великого магистра тевтонских рыцарей.

Впоследствии такое двурушничество тамплиеров — од­новременно поддерживавших и королей, и католических иерархов — критически оценил папа Иннокентий III. Не­смотря на внешнюю независимость, а нередко и злоупотреб­ление дарованными привилегиями, рыцарские ордена в ос­новном твердо держались в фарватере папского верховенства над всем католическим миром и потому пользовались под­держкой римских понтификов. Скажем, когда патриарх Фуль-херий Иерусалимский прибыл в Рим с прошением лишить госпитальеров хотя бы части их привилегий, то не нашел там поддержки. Известный летописец Вильгельм Тирский объяс­няет столь холодный прием взятками госпитальеров, но бо­лее вероятной представляется иная причина. Католические иерархи в Европе были откровенно разочарованы положени­ем латинян на Ближнем Востоке, и свою надежду исправить ситуацию они связывали именно с эффективными действиями воинских орденов


назад далее
Навигация