Как пишет Джонатан Райли-Смит, преподаватель истории церкви в Кембридж­ском университете, «недавно выявилась... очевидная слабость доводов в пользу исключительно материалистической моти­вации, и удалось прояснить многие факты, на которых стро­илась эта версия. Жаждущие приключений юные отпрыски благородных семей наконец ушли со сцены. И вряд ли кто-нибудь из историков теперь поверит в эту гипотезу».

Правда, открывшаяся в ходе недавних изысканий, состо­ит в том, что крестоносцы, отправляясь в поход, часто про­давали или закладывали свое имущество в надежде на ис­ключительно духовное вознаграждение — они просто хотели спасти свои души. В отличие от мусульманского джихада крестовый поход всегда был делом добровольным. Если для светских рыцарей главными побудительными мотивами при­нятия креста служили ожидаемые приключения, подвиги и возможная слава, то для членов духовно-рыцарских орденов аскетическая жизнь в братских казармах чаще всего закан­чивалась длительным пребыванием в плену или ранней — и часто мучительной — смертью.

С самого начала деятельности ордена Храма потери сре­ди рыцарей были очень Велики. Достаточно сказать, что ше­стеро из двадцати трех Великих магистров погибли в сраже­ниях или плену. Полагавшийся первоначально годичный ис­пытательный срок для кандидатов на вступление в орден практически не соблюдался — из-за постоянной потребнос­ти в рекрутах для службы на Востоке. Во время процесса над тамплиерами было названо число «двадцать тысяч» — при­мерно столько братьев умерли в Палестине. Одни погибли в боях, другие скончались в плену, предпочтя смерть приня­тию ислама. Джонатан Райли-Смит пишет:

«Чтобы понять, как они отваживались на такие страш­ные муки, надо вспомнить мученичество добровольцев, при­нимавших смерть во имя веры, и жестокие страдания самого Христа — как высший акт любви, на который только спосо­бен христианин. Этот мученический дар в виде собственной жизни как бесконечно возвышенный акт сразу оправдывает его в глазах Всевышнего».

Тут уместно вспомнить слова Иоанна Евангелиста из его Откровений: «...Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр., 7:14).

Разумеется, рыцари Храма тоже убивали людей; и тут мы снова сталкиваемся с принципиальным непониманием их мотивации противниками крестовых походов, И все из-за тех же антикатолических предубеждений, которые укоренились в эпоху Просвещения, а также потому, что многие начинают исторический анализ лишь с 1-го Крестового похода. Поче­му-то принято считать его первой волной, накатившейся из христианской Европы на исламский Восток. Однако необхо­димо помнить, что не христианство, а именно ислам с пер­вых лет своего возникновения стал насаждать новую веру с помощью меча. И даже если в определенных местах и в оп­ределенные


назад далее
Навигация