На следующей ступеньке располагались архиепископы с резиден­циями в более-менее крупных европейских городах, оставших­ся после варварских нашествий, а еще ниже — епископы, дья­коны и более мелкие духовные чины. Церковь по-прежнему была довольно богата — особенно благодаря щедрым земель­ным наделам, полученным от христианских императоров, — и поэтому, несмотря на явный упадок в области коммерции и соблюдения законности, могла обеспечить не только мораль­ное удовлетворение, но и материальное благополучие священ­нослужителей и их приближенных. После развала политико-административной структуры Римской империи епископат, по сути, остался единственной моральной силой и — благодаря огромным земельным владениям — единственной экономиче­ской базой, на которую можно было опереться в то крайне тя­желое время. Духовенство заменило в государстве практически все общественные институты — спасало от смерти нищих, вы­купало захваченных в плен и заботилось о заключенных. При­юты для бездомных, больницы, сиротские дома и даже постоя­лые дворы находились под церковной и монастырской опекой.

Церковь не просто исполняла большинство функций при­шедшей в упадок империи — в умах современников она и была настоящей «римской империей». Быть римлянином тогда означало быть христианином, и наоборот — быть христиа­нином значило быть римлянином. Во времена после импе­ратора Юстиниана (середина VI в.) вся средиземноморская цивилизация единодушно осознавала себя обществом, в ко­тором христианство является не просто ведущей, а единствен­ной и повсеместной религией. Среди представителей выс­ших классов язычники вовсе исчезли, и даже в самых отда­ленных сельских районах такого идейно объединенного го­сударства идолопоклонники чувствовали себя вне закона.

Сосредоточив в своих руках реальную власть, верховное духовенство католической церкви фактически возложило на себя обязанности и права, принадлежавшие ранее римскому сенату: это было принципиальное решение средневекового папства — перейти от риторики и совершения религиозных обрядов к настоящему правлению. Уже и раньше, с первых шагов христианской церкви, римские патриархи провозглашали не только духовное первенство Западной римской церкви, но и называли себя прямыми наследниками апостола Петра, которому Христос сам вручил ключи от Рая вместе с правом «вязать и развязывать», то есть решать, что есть истина, а что — ложь. К моменту начала варварской агрессии юрисдикция Рима распространялась на всю территорию Западной империи. Теперь же — в отсутствие императора — она укрепилась духовной властью папы римского и авторитетом верховного римского магистрата.

Хотя какое-то время бывшая столица пребывала в упадке, Рим по-прежнему оставался самым крупным и популярным городом во всей Европе. Некоторые из его великолепных зданий и величественных монументов жители разобрали на строительные


назад далее

Смотрите подробности купить нестандартный стол из массива в рязани у нас.

Навигация