Паломникам рекомен­довалось вооружаться, чтобы, говоря словами папы Урбана, «сарацины не могли больше безнаказанно попирать нашу веру в Господа». Крестоносцам были обещаны такие же индуль­генции и привилегии, как и паломникам: «С начала похода... на вас распространяются права иерусалимских пилигримов».

Подобным актом папа, в полном соответствии со своими кяйонийскими принципами, ясно показал, что стремится к тому. чтобы крестовый поход принес пользу не только «азиатской церкви», но и самим крестоносцам. Он часто ссылался на изве­стный завет Христа отказаться ради него от жен, родственни­ков, имущества и нести свой крест, послушно следуя за Спаси­телем. Дабы придать этому символу реальность, всем собрав­шимся в крестовый поход раздали матерчатые красные кресты (отсюда и произошло название «крестоносцы»). Этот крест, нашитый на плечо накидки или плаща, не просто являлся символом священной миссии, но также демонстрировал, что на крестоносца распространяются определенные привилегии и что он имеет дополнительные права. Церковь принимала под свое покровительство и крестоносцев, и их семейства, и имущество; они освобождались от податей и налогов и от преследования .кредиторами в течение всего похода. В свою очередь, кресто­носец обязался выполнить свою клятву, а нарушивший ее от­лучался от церкви.

Хотя, как мы знаем, и раньше были прецеденты священ­ных войн христиан с мусульманами — например, на Сици­лии и в Испании, — однако очевидно, что обращение папы Урбана на Клермонском соборе было воспринято как значи­тельное событие, которое произвело настоящий переворот в общественной системе и значительно отличалось от всего того, что было раньше. Но к ужасу самого Урбана, наибольший отклик его призыв вызвал не у рыцарей — именно их он прежде всего имел в виду, — а у бедноты. Пока Урбан после­довательно объезжал с проповедями французские владения того самого короля Филиппа, который был осужден на пос­леднем церковном Соборе, некоторые рьяные священники разожгли азарт и неуемные страсти у маргинальной части западноевропейского общества — воров, насильников и гра­бителей, спешно сколотив плохо вооруженные и недисцип­линированные отряды. Те не мешкая выступили на борьбу с сарацинами и освобождение Иерусалима.

Возглавлял это отребье харизматический нищий пропо­ведник по имени Петр Пустынник, объявивший, что им по­лучено небесное послание, в котором крестовый поход бла­гословляется Всевышним. Епископы делали все, чтобы удер­жать от похода стариков и больных, но особенно стремились воспрепятствовать монахам и духовенству, не получившим дозволения от своих иерархов. Однако движение быстро выш­ло из-под контроля — жажда приключений и обещание ду­ховного вознаграждения пересиливали любые доводы. Как легко убедиться, рассматривая многочисленные средневековые изображения со сценами Страшного суда и адских мучений, люди в то время страшно боялись преисподней


назад далее
Навигация