Словно в мирное время, ежедневно приносились положенные жертвы, происходило отпевание мертвых и дотошно соблюдались другие обряды во славу Господа. Даже когда римляне ворвались в храм и развернули резню, служба не прекратилась» (Иосиф Флавий. О войне иудейской).

Подобная одержимость — и прежде всего фанатичная убежденность, что любое общение с неверными оскверняет правоверного иудея, — вызывала у соседей ненависть. (К описываемому моменту границы расселения евреев уже вышли за пределы Палестины: большие еврейские общины возник­ли в разных уголках античного мира и даже в Персии.) На­пример, в Александрии еще в III веке до н.э. распространил­ся критический взгляд на еврейскую исключительность. В Риме, где иудеи получили уникальное разрешение не соблю­дать языческие обряды, Цицерон обвинял их в клановости и чрезмерной замкнутости. Тацит в «Истории» отмечает от­чужденность и человеконенавистничество евреев: «В отно­шении всех других народов они испытывают лишь ненависть и затаенную вражду. Они отдельно питаются, отдельно спят и, хотя по природе весьма похотливы, воздерживаются от половых отношений с иностранками; в отношениях же меж­ду собой не соблюдают никаких ограничений и запретов».

В собственной стране чувство превосходства над язычни­ками приобрело у евреев явно политический оттенок. На протяжении многих веков наблюдается одна и та же картина: находясь под властью многочисленных и сильных соседей — египтян, персов, греков или римлян, — евреи восстают, твердо убежденные, что Всевышний на их стороне, и всякий раз подвергаются жестоким репрессиям.

Несмотря на римское гражданство и арабское происхожде­ние, Ирод — стараясь завоевать доверие еврейского народа и прослыть верующим и законопослушным иудеем — объявил о восстановлении священного храма Соломона. Евреи скепти­чески отреагировали на это заявление, усомнившись в его се­рьезности. Ирод поклялся не сносить старый, полуразрушен­ный храм, пока не соберет необходимые средства и материалы на строительство нового здания. Для того чтобы осуществить свой честолюбивый проект, он вдвое увеличил строительную площадку при помощи насыпного грунта и укрепил ее арочной стеной. (Очертания современной Храмовой горы соответству­ют плану храмового комплекса времен Ирода.) Обнес комп­лекс, подобно крепости, мощной и высокой оградой. Храм по­местил на возвышении; по периметру и на тринадцати вратах были таблички на греческом и латинском языках, запрещаю­щие неверным под страхом смерти заходить на храмовый двор, а рядовым иудеям — внутрь храма.

В центре двора Ирод поставил окруженный колоннадой храм. С одной стороны был устроен боковой придел для жен­щин, а напротив располагались Прекрасные врата — для свя­щенников. Две золоченые двери вели в святилище и были украшены вавилонским тканым пологом синего, алого и пур­пурного цветов, что олицетворяло Божественное творение. Внутренний алтарь, покрытый огромной пеленой, представ­лял собой святая святых храма


назад далее
Навигация