на место Вели­кого магистра рыцари святого Иоанна неожиданно избрали российского императора Павла I, надеясь на его покрови­тельство, — тот, по словам Джонатана Райли-Смита, «не был ни католиком, ни целибатом, ни членом братства, а был про­сто сумасшедшим».

За этим последовал период, который специалисты назва­ли «самым печальным двадцатилетием за всю историю орде­на, которое было заполнено мелкими эгоистичными склока­ми, что приводило к постоянным скандалам». Однако позд­нее, уже в XIX веке, орден вернулся к той благотворитель­ной миссии, ради которой когда-то и создавался, — бескорыстной помощи больным, бедным и немощным. В таком виде он дожил до наших дней.

Сегодня мальтийские рыцари были бы просто вынуж­дены отказаться от своих военных функций, поскольку католическая церковь официально отринула идею крестовых походов: на втором Ватиканском соборе было открыто за­явлено об уважении к еретикам и неверным. Подобное за­явление весьма бы озадачило святого Бернарда Клерво-ского. Тем не менее нельзя однозначно сказать, что офи­циальный призыв к религиозной терпимости окончатель­но положил конец вражде христиан с мусульманами. Да, мечети теперь высятся в самом центре Европы, бывшем серд­це католицизма — Париже, Лондоне и даже в Риме. Одна­ко у мусульман инициатива европейцев не нашла поддер­жки — отправление христианских обрядов остается под запретом в Аравии, сердце ислама. Во многих странах, на­пример, в Иране, Афганистане и Пакистане, вся жизнь до сих пор строится соответственно жестким правилам исла­ма. Вооруженные конфликты между христианами и мусуль­манами не прекращаются в Африке, на Балканах, в Индо­незии и на Филиппинах. Только за последние годы ислам­ские фундаменталисты убили немало христианских мис­сионеров в Пакистане, коптских монахов — в Египте и католического епископа — в Алжире.

Конфликт не затихает и на Святой земле — между па­лестинцами, большую часть которых составляют мусуль­мане, и израильтянами, проповедующими преимущественно иудаизм. После долгих колебаний Ватикан решил признать государство Израиль и, хотя продолжает настаивать на пе­редаче Иерусалима под международный протекторат, уже не поднимает вопрос о возвращении Святого града като­лической церкви, что являлось главной целью римских пап на протяжении многих столетий. Но церковь с тревогой продолжает наблюдать за непрекращающимся исходом из Святой земли местных христиан, понимающих, что у них нет будущего в той самой стране, где когда-то зародилось христианство. Если эти тенденции продолжатся и в XXI веке, то единственными христианами, которые смогут со­вершать службы и молиться в церкви Гроба Господня в Иерусалиме, останутся паломники-туристы, прибывающие туда на авиалайнерах.

Список Великих магистров ордена Храма и время их прав­ления:

1. Гуго де Псин (1119-1136)

2. Робер де Краон (1137-1149)

3. Эврарде Бар (1149-1152)

4. Бернард дс Тремеле (1152—1153)

5. Андре де Монбар (1153—1156)


назад далее
Навигация