Однако самым яростным противником и настоящим «би­чом Божьим» для иудаизма стал не ученик Христа, а Павел из Тарса. Он жестоко преследовал христиан до тех пор, пока на дороге в Дамаск — куда он направлялся, чтобы арестовать по приказу синедриона группу христиан, — ему не явился Иисус, который произнес: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями, и сынами Израилевыми» (Деяния, 9:15). И дело не столько в том, что Павел переменил веру, а в том, что он первым сделал реши­тельный шаг в идеологической борьбе с иудаизмом, осознав то, до чего не додумались первые апостолы, а именно: чтобы стать христианином, необязательно быть евреем*.

Иудейская верхушка враждебно относилась к Павлу глав­ным образом из-за его невероятно успешных проповедей по всей империи. Письма, которые Павел писал своим после­дователям в Эфесе, Коринфе и Риме, демонстрируют уваже­ние к еврейским традициям, но в то же время он упорно настаивал, что Моисеев закон теперь излишен, что «мы мо­жем спастись только верой в Христа, посланника Божия».

Столь категоричное отрицание официальной идеологии пугало большинство евреев, включая и членов первых хрис­тианских общин, — резкую, бескомпромиссную критику иуда­изма ранняя церковь не могла однозначно воспринять. Со­здавшейся ситуацией воспользовались священники — они отдали Павла на суд римского проконсула греческой про­винции Ахаия, обвинив в том, что он «учит чтить Бога не по закону». С раздражением, напоминавшим недовольство кол­леги Пилата, проконсул Галлион отверг выдвинутые против Павла обвинения, заявив: «Послушайте, иудеи! Если бы речь шла о злом умысле или обиде, то я выслушал бы вас, но спор идет об учении, об именах и о законе вашем, поэтому разби­райте сами, я не хочу быть судьею в этом».

Павел вернулся в Иерусалим, здесь он снова попал под арест и предстал перед синедрионом. Как римский гражданин (уро­женец Тарса) он отдался под защиту римского трибуна Луция. Понимая, что законным путем от него не избавиться, группа еврейских заговорщиков, решила Павла убить, однако план был раскрыт и апостола отправили в Кесарию под охраной семиде­сяти всадников и двухсот пехотинцев. Там его — вместе с обви­нителями, первосвященником Ананией и еврейскими старей­шинами, а также адвокатом Тертуллом — принял римский ле­гат Феликс. Проконсул Иудеи назвал Павла «зачинщиком мя­тежа меж иудеями, живущими во вселенной, и представителем назарейской ереси». Тогда Павел попросил разрешения обра­титься к цезарю. Его заковали в цепи и отправили в Рим.

Согласно христианской мифологии, в Риме Павел был обез­главлен — но не по обвинению иудейских вожаков: он пал жер­твой первой массовой казни христиан по приказу императора Нерона в 67 году. Римский историк Корнелий Тацит утверж­дал, что первые крупномасштабные репрессии против сторон­ников Иисуса Христа не были результатом целенаправленной политики императорского Рима, а всего лишь жестокой прихо­тью самого Нерона


назад далее
Навигация