Имелось несколько типов боевых коней — легких и быстрых скакунов для гонцов-туркополов, стан­дартных верховых лошадей, мулов и вьючных лошадей для оруженосцев. Для разведения лошадей существовали ко­незаводы — как в самом Иерусалимском королевстве, так и в Западной Европе — например, в одном из тамплиерских командорств Северного Прованса. Были разработаны четкие правила по уходу за лошадьми — в частности, един­ственной уважительной причиной отсутствия на братской молитве считалась необходимость отвести лошадь к кузне­цу, чтобы подковать ее.

Несколько пунктов правил посвящены обучению ры­царей — кандидатов на вступление в орден действиям в полном боевом снаряжении. Учитывая вес доспехов, для этого надо было обладать недюжинной силой. Каждому рыцарю прлагалось вступать в орден с конем и полным воинским снаряжением. Если же он собирался прослужить в качестве собрата лишь ограниченное время, то орден за погибшую во время службы лошадь выделял ему другую, из своих конюшен. Следуя пуританскому духу устава, раз­работанного Бернардом Клервоским, седла и уздечки зап­рещалось украшать драгоценными камнями, золотом или серебром; на участие в скачках полагалось получить спе­циальное разрешение, а заключать пари на результат кате­горически возбранялось.

Хотя повседневная жизнь тамплиеров была насыщена различными христианскими обрядами и они придержива­лись монашеских традиций, распространявшихся и на во­инские распорядки, в это время наблюдается явное пред­почтение — по сравнению с классическим монашеским ус­тавом — традиций воинской корпоративности. Каждому брату, как и ранее, предписывалось «вести праведную жизнь и во всем подавать добрый пример мирянам, а также пред­ставителям других орденов...» (правило 340). В данном слу­чае неопределенное выражение «других орденов» относи­лось преимущественно к госпитальерам, а позднее — к Тевтонскому ордену. Во время сражений над рыцарями-тамплиерами развевалось раздвоенное черно-белое знамя, которое держал маршал под охраной десяти рыцарей, а на конце копья одного из них имелся запасной штандарт. И пока над полем сражения развевался орденский стяг, ни один тамплиер не имел права выйти из боя. Если же рыцарь оказывался отрезанным от своего отряда, ему дозволялось примкнуть к госпитальерам или встать под знамена другого католического ордена (правило 167).

Монашеский обет послушания был неотделим от воинской практики: самые суровые наказания налагались на рыцарей, который без команды бросался в атаку, что было весьма характерно для запальчивых франкских воинов. Ослушаться команды старшего разрешалось только для совершения короткого броска, чтобы убедиться в исправности седла и упряжи, а также в том случае, если рыцарь видел, что на христианина напал сарацин. В любых других обстоятельствах по возвращении в лагерь провинившийся подвергался суровому наказанию (правило 163).


назад далее
Навигация