6. Бертран де Бланфор (1156—1169)

7. Филипп Наблусский (1169—1171)

8. Одон де Сент-Аман (1171-1179)

9. Арно де Турружский (1180—1184)

10. Жерар де Ридфор (1185-1179)

11. Робер де Сабле (1191-1193)

12. Жильбер Эраль (1194-1200)

13. Филипп де Плессье (1201 — 1209)

14. Гильом Шартрский (1209-1219)

15. Пьер де Монтегю (1219-1232)

16. Арман Перигорский (1232—1244)

17. Ричард де Бур (1244—1247)

18. Гильом де Соннак (1247—1250)

19. Рено де Вишьс (1250—1256)

20. Тома Берар (1256-1273)

21. Гильом де Боже (1273-1291)

22. Тибо Годен (1291-1293)

23. Жак де Моле (1293-1314)

* Автор неточен. Давид купил гумно у Орны Иевусеянина для «устроения жертвенника Господу» (2 Цар. 24:21). «И построил Соло­мон храм и кончил его» (3 Цар. 6:14). — Примеч. ред.

* Автор неточен. Во-первых, Павел родился в семье иудея в Тарсе Киликийском (Деяния, 22:3). Родители дали ему имя Савл, но посколь­ку он был римским гражданином, то носил еще одно имя — Павел. Во-вторых, Павел не видел Христа, он услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь меня?» Павел спросил: «Кто ты, Господи?» — и получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (9:4—5). Люди, сопровождавшие Пав­ла, оцепенели, «слыша голос, а никого не видя». — Примеч. ред.

* Медиоланский (Миланский) эдикт о свободном исповедании "христианства издал по договоренности с Константином его соправи­тель Лициний. — Примеч. ред.

* Автор неточен: кочевой народ гунны сложился из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов в Приуралье. — Примеч. ред.

* Целибат (от лат. саеlebs — неженатый) — обязательное безбра­чие католического духовенства, окончательно установленное папой Григорием VII в XI в. — Примеч. пер.

* Монофизитство — богословская концепция, признающая в Иисусе Христе одну Божественную природу, а не две — Божествен­ную и человеческую. — Примеч. пер.

* Позднее добавление к христианскому символу веры. Согласно изначально утвержденному символу веры (IV в.), Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына. Православная цер­ковь не приняла это добавление, что явилось одним из формальных предлогов к разделению в 1054 г. христианской церкви на западную и восточную ветви. — Примеч. пер.

* * От английского temple, что означает «храм». — Примеч. пер.

* То же, что феод — в Западной Европе в Средние века наслед-енное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на определенных условиях. — Примеч. пер.

* Орифламма (от лат. aurea flamma — золотой пламень) первоначально была хоругвью, или знаменем, аббатства Сен-Дени. Ее красное полотнище было покрыто золотыми языками пламени. — Примеч.пер.

* Анабаптисты (от греч. anabaptizo — вновь крещу) — перекре­щенцы, члены христианской секты в период Реформации в XVI в., выступавшие за крещение в сознательном возрасте и отрицавшие церковную иерархию, иконы и большинство христианских таинств. Про­поведовали равенство не только религиозное, но и гражданское. — Примеч. пер.

* Сенешаль являлся вторым по старшинству сановником ордена Храма, своего рода «начальник штаба». — Примеч. пер.

* По одной из версий, именно за взятие Мессины Ричард полу­чил прозвище Львиное Сердце. — Примеч. пер.

* От katharos (греч.) — чистый. — Примеч. пер.

* Раrfait (фр.) — совершенный, законченный. — Примеч. пер.

** Сredere (лат.) — верить. — Примеч. пер.

* Утешение (лат.).

* Томас Беккет (11187—1170) — архиепископ Кентерберийский, убит из-за острых разногласий по вопросам церковно-политического устройства. — Примеч. пер.

* Слово «франкмасон» в переводе с французского означает «воль­ный каменщик». — Примеч. пер.

** Деизм (от лат. dеus — бог) — религиозно-философская докт­рина, распространившаяся в XVII—XVIII вв., признающая Бога как мировой разум, но отвергающая его участие в жизни природы и об­щества. — Примеч. пер.

*** Сторонник английского короля Якова II Стюарта (1633—1701), пытавшегося восстановить абсолютизм и опиравшегося па католи­ческую церковь. — Примеч. пер.

* Религиозно-философское учение, сторонники которого при­знавали духовно непознаваемое первоначало, противостоящее мате­рии — источнику «зла». — Примеч. пер.


назад
Навигация