В это же время Мухаммед упрочил свои личные связи с мединскими арабами, взяв в супруги нескольких женщин из местных племен.

Двое взятых под Бадром пленников оказались поэтами (самым значительным культурным достижением кочевых арабов того периода было устное исполнение эпических пове­ствований о подвигах доблестных воинов — обычно ночью и под музыкальный аккомпанемент). Однако несчастьем этих поэтов было то, что в своих прежних стихах они критически высказывались о деяниях Мухаммеда; один даже говорил, что его собственные притчи не хуже сур Корана. И незадачливых пленников по приказу Мухаммеда казнили. За орга­низацию заговора против пророка суровому наказанию под­вергся и один из еврейских кланов — всех мужчин казнили, а женщин и детей продали в рабство. В результате евреи пре­кратили открытые выступления против ислама, и Мухаммед разрешил им беспрепятственно селиться в Медине.

В 630 году Мекка окончательно капитулировала. Мухаммед с десятью тысячами своих сторонников был торжественно при­нят в храме Кааба. Единственное, что он сохранил из древне-арабских традиций, — почитание священного черного камня; все остальные языческие идолы были уничтожены. И хотя не все жители Мекки сразу приняли ислам, однако к армии му­сульман присоединились еще две тысячи добровольцев, и Му­хаммед повел их на враждебные кочевые племена, а после по­беды разделил с ними добычу. Теперь все аравийские племена, объединенные под руководством Мухаммеда, подчинились ис­ламским порядкам; но одновременно это означало, что теперь они лишились возможности грабить друг друга, а потому на­правили свои жадные взоры на соседние народы и государства.

Уже в 630 году Мухаммед повел тридцатитысячное вой­ско на север, чтобы подчинить себе правителей Эйлата, Адруха и Ярбы на границах Сирии. Он понимал, что выход на север жизненно необходим для укрепления мощи исламско­го государства, а значит, предстояло неизбежное столкнове­ние с Византийской империей. Закончив победоносный по­ход и совершив свое последнее паломничество в Мекку, в 632 году Мухаммед скончался.

Что можно сказать о проповедях Мухаммеда? В отличие от Иисуса он не творил никаких чудес. Однако его видение, случившееся в 620 году, в котором он — при поддержке архан­гела Гавриила — вскочил на священного коня Аль-Бурака и взобрался на Храмовую гору, чтобы встретиться там с Авра­амом, Моисеем и Иисусом, а затем сквозь семь небес под­нялся до Божьего трона, очень напоминает историю с пре­ображением Христа. Именно этой легендой и объясняется то, что Иерусалим стал священным городом для всех мусульман; однако, по-видимому, этот эпизод связан только с личным опытом самого Мухаммеда, поскольку не нашел отражения в Коране.

Скорее всего успех Мухаммеда можно объяснить не сверхъестественной его властью над окружающими, а искусным использованием как духовных, так и материальных запросов большинства арабов в тот конкретный исторический период


назад далее
Навигация