Некоторые жертвовате­ли проявили себя как настоящие «гурманы»: Пьер Корнель отдал свой замок Фрескано в Арагоне, но потребовал, чтобы орден Храма содержал десять священников, служащих мессы о его спасении. Очень ценилась возможность быть похороненным на кладбище ор­дена, одетым в белый плащ с красным крестом. Речь идет о вступле­нии в орден, называвшемся ad succurendum (т. е. во спасение (по­смертное)). Привлекали и материальные преимущества: ренты, пожизненное содержание и покровительство. Престарелый Эд де Грансэ вступил в орден в 1185 г. и поселился в доме в Бюре, располо­женном у самых стен его замка, чтобы провести там остаток дней. Он умер в 1197 г. и был похоронен там же.

Большей оригинальностью отличаются прогрессивные для сво­его времени мотивы, имеющие отношение к крестовому походу и борьбе с неверными. В подобных документах мы находим свиде­тельства о решимости жертвователей предоставить ордену Храма средства для осуществления его миссии или поддержать его в этом деле. Здесь мне хочется вспомнить о примере Лауретты, упоминав­шемся в конце первой части этой книги. Пайен де Бюр, основатель дома, в котором Эд де Грансэ провел на покое последние годы своей жизни, предназначал свой дар «воинам Христа, которые сражаются в ордене Храма». К тому же разряду относятся пожертвования, де­лавшиеся накануне отправления в паломничество, или крестовый поход. В 1185 г. Пьер де Кадене, отправляясь на Святую землю, при­нес дар тамплиерам Марселя. В 1134 г. Гильом Пьер, отбывая в Ие­русалим, передал Богу и братьям свой аллод. Готовясь к отплытию на Восток из порта Туретта в Агде, виконт Роже I де Безье подтвер­дил факт передачи ордену территории Кампань-сюр-Ода.

Битва на Святой земле велась не только с помощью оружия. Не­которые дарители напоминают тамплиерам о необходимости помо­гать пилигримам и в целом неимущим. Благочестивые верующие ос­новывали немало приютных домов, но не всегда располагали средствами для их содержания. В этом случае они поручали заботу об этих церквях монашеским орденам, среди которых, разумеется, был орден госпитальеров, но также и орден тамплиеров. Жан Ришар обнаружил несколько подобных дарений в Бургундии; добавим к ним один итальянский пример: Гульельмо из Мореза и его сын ус­тупили ордену Храма дом и земли в Вико, обязав его устроить там приют для больных. Вот яркая иллюстрация тому, как неодно­значно воспринимался орден Храма на Западе: духовная и военная стороны деятельности ордена находились в противоречии.

Создание патримония: обмен, покупка, продажа

Тамплиеры очень быстро начали стремиться к объединению в компактные блоки этих разнородных и неодинаковых по площади (когда речь шла о землях) пожертвований, которые к тому же были разбросаны географически.

Обмены, покупки и продажи позволяли расширить владения, из­бавиться от чересполосицы, сбыть с рук не представляющий интере­са или находящийся в удалении участок


назад далее

Навигация