Корабли, доставляв­шие товары на Восток из этих портов, пользовались иммунитетом и привилегиями, предоставленными им графом Прованса. В Марсе­ле, который, не принадлежа к графству Прованс, являлся главным портом региона, возникли трения между военными орденами и ме­стными судовладельцами, недовольными тем, насколько неправо­мерно монахи-воины истолковывали свои привилегии. Фрахтовщи­ки пытались запретить орденам погрузку товаров, происходивших из другого источника, нежели их собственные монастыри, и даже ог­раничить их деятельность одной перевозкой паломников. Тем не ме­нее в 1216 г. город признал за орденами право строить и содержатьв Марселе корабли, предназначенные для обслуживания Святой земли и Испании. Однако ордены требовали полной свободы на­вигации и потому покинули Марсель ради соперничавшего с ним порта Монпелье. В конце концов в 1234 г. было заключено соглаше­ние с Марселем, и теперь оба ордена получили право дважды в год, в апреле и августе, выводить из порта по одному кораблю без уплаты пошлин на перевозимые товары. Многочисленные документы дока­зывают, что тамплиеры пользовались этим правом для вывоза това­ров марсельских купцов — штук полотна, кораллов и монет местной чеканки. Количество паломников, перевозимых в ходе каждого рейса, теперь ограничивалось тысячью пятьюстами. По пути из Ис­пании, на участке между Коллиором и Монако, корабли ордена мог­ли сделать остановку только в Марселе. Тамплиеры Арагона, кото­рые долгое время не имели собственных кораблей, вынуждены были обращаться к Марселю, чтобы организовывать транзитные перевоз­ки своих товаров. Обычно они использовали августовский «рейс». Однако в конце XIII в. они уже сами стали судовладельцами, по­скольку в 1285 г. король Педро III реквизировал их корабли для борьбы против французских крестоносцев Филиппа III.

В Южной Италии, а именно в Бриндизи, ордены ассоциирова­лись с портовой администрацией: в 1275 г. Карл I попросил их выде­лить по одному брату для надзора, совместно с королевскими чинов­никами, за строительством маяка.

Нам известно несколько кораблей флота тамплиеров и госпи­тальеров. Когда Людовик IX отправился в крестовый походе 1248 г., при расчетах, связанных с фрахтованием судов, упоминался корабль «Комтесс», принадлежавший госпитальерам. Из договоров марсель­ских купцов мы узнаем о кораблях тамплиеров «Бон Авантюр» (в 1248 г.) и «Роз дю Тампль» (в 1288-1290 гг.). Сведения о типе, размерах и экипажах этих кораблей довольно путанны. Корабль «Бенит» был зафрахтован графом Дре за две тысячи шестьсот лив­ров; его экипаж состоял из тридцати трех человек. Это судно доста­точно распространенного типа, скорее всего, было меньше, чем «Фокон», огромный грузовой корабль, приобретенный в Генуе и на­ходившийся под командованием брата Рожера де Флора.

В силу того значения, которое имела перевозка лошадей, возник­ла необходимость оборудования особых кораблей юиссье


назад далее

Самая подробная информация полотенце вафельное белое на сайте.

Навигация