заметил: «Узнав об этом, тамплиеры, госпитальеры, патриарх и все прелаты, и жители Святой земли, которые сражаются с врагами Христа, были поражены в самое сердце. Ибо они возненавидели лицемерие папы».

Один тамплиер Святой земли, Рико Бономель, выразил в стихах свой гнев и горечь после взятия Арсуфа в 1265 г. султаном Бейбарсом:

Папа расточает индульгенции

Карлу и французам за войну с ломбардцами,

А к нам же проявляет великую алчность,

Так как предоставляет индульгенции и дает нам крест за турские су.

И кто бы ни пожелал променять поход за море

На войну в Ломбардии,

Наш легат дарует ему такую возможность,

Ибо церковники продают Бога и индульгенции

За звонкую монету.

Вместе с папой под обвинение попала вся Церковь. В «Споре ме­жду крестоносцем и отказавшимся от креста» Рютбефа, дезертир заявляет:

Сир, довольно читать мне нотации о кресте, позвольте мне отойти в сторо­ну. Проповедуйте лучше великим особам, которые носят корону, этим пер­вейшим иерархам и прелатам, которые совсем забыли Бога и предаются всем мирским наслаждениям...

Критики крестового похода принадлежали к разным слоям. В це­лом, изначальная цель — освобождение и защита Гроба Господня — под сомнение не ставилась. Этим объясняется живучесть идеи кре­стового похода, по-прежнему актуальной и в XIV и XV вв.: подтвер­ждением чему служит составление различных проектов освобожде­ния Святой земли, планов Филиппа VI Валуа или герцога Бургунд­ского Филиппа Доброго, а также крестовые походы против турок Жана Бесстрашного в 1396 г. и Жака Кёра в 1456 г. Крестовые похо­ды во имя освобождения гробницы Христа все еще были популярны, по крайней мере, в придворной среде и у аристократии. Экспедиции, организованные ради другой цели, встречали лишь незначительный отклик в христианском мире, даже если речь шла об испанской Ре­конкисте, которая, по правде сказать, несколько замедлилась. А недовольные жаловались на злоупотребления, порожденные про­поведью крестового похода.

В1274 г. в преддверии Лионского собора папа Григорий X попро­сил совета относительно крестового похода. В ответ на его просьбу было составлено значительное количество мемуаров. Францисканец Жильбер де Турнэ подвел итог наиболее распространенным упрекам в адрес крестового похода: самыми вопиющими примерами зло­употреблений были отказ духовенства от финансовой поддержки и одобрение Церковью платы за отказ от обета крестоносца.

Эта критика подрывала самую основу идеи крестового похода. Возникло два критических течения. Первое, представленное поэта­ми и трубадурами, можно кратко сформулировать следующим обра­зом: зачем идти сражаться с сарацинами, когда дома так хорошо? Пейроль в своем «Радостном прощании со Святой землей» полагает, что, совершив паломничество в Иерусалим, он выполнил свое обет; с этого момента он мечтал лишь об одном — вернуться в Марсель: «Если бы я вправду побывал за морем, то послал бы подальше Акру и Тир, и Триполи, и воинов, тамплиеров и госпитальеров, и короля Жана»


назад далее
Навигация