А вот другой пример: французский манускрипт с текстом устава был найден в Walters Art Gallery в Балтиморе (США). Он датируется 1250-1275 гг. и, без сомнения, происходит из дома тамплиеров в Доже, около Дуэ (деп. Норд). К тексту устава приложена обычная куртуазная поэма. Джудит Оливер, представившая эту находку, так объясняет это не очень-то католическое соседство: «Может пока­заться, что некий рыцарь Храма решил поупражняться в любовной поэзии вопреки своим религиозным обетам»64. Допустим; тем не ме­нее, остается в силе то, что доступ к уставу ордена Храма был срав­нительно легким.

Впрочем, по мнению Лорана Делье, сохранившиеся рукописи ус­тава, как латинские, так и французские, менее редки, чем принято считать, во всяком случае, они встречаются чаще, чем копии устава госпитальеров: с учетом балтиморского экземпляра мы располагаем двенадцатью.

Текст устава тамплиеров был известен не только внутри ордена, но и вне его, поскольку он заметно повлиял на уставы других воен­ных орденов. Некоторые детали устава госпитальеров относительно капелланов, капитула и высших сановников ордена явно указывают на влияние ордена тамплиеров и цистерцианцев. Еще более замет­ными эти заимствования становятся у ордена гостеприимного дома св. Девы Тевтонской, германского ордена, возникшего из братства госпитальеров, и также сочетавшего милосердную и военную дея­тельность; однако в 1198 г. это новое братство взяло за образец ла­тинский устав ордена Храма.

Таким образом, устав тамплиеров получил достаточно широкое распространение, как внутри, так и за пределами ордена. Простой и четкий в своих ранних редакциях, подробный, если не мелочный, в своих дополнениях, он не предлагает ничего относящегося к мис­териям. Поэтому любителям мистерий поневоле пришлось приду­мать тайный устав. В 1877 г. Мерсдорф опубликовал тайные стату­ты, найденные в рукописях Ватикана. Прутц доказал, что это чистой воды подделка, сфабрикованная задним числом по материалам про­цесса с целью доказать связь ордена Храма с франкмасонством. И конечно, папская власть тщательно скрывала этот устав в подзе­мельях Ватикана, не желая его показывать в основном из страха ока­заться запятнанной этой скандальной историей. Вот удача, ведь в противном случае не было бы никакого секрета!

Символы

«Белый плащ» тамплиеров производил сильное впечатление на современников. Все монастырские уставы подробно описывают одеяния монахов, и устав ордена Храма не является исключением. Особая миссия братьев предписывала тип одежды, соответствующей климату и лагерной жизни: очень скоро благочестивые дамы Тулузы начали жертвовать сшитые ими рубашки и кальсоны. Нам известно множество подробностей о вооружении и военном снаряжении там­плиеров — кольчугах, доспехах, шлемах...

Но все это блекнет перед плащом, имевшим символическое зна­чение: плащ военных орденов соответствует рясе клюнийца или цис­терцианца


назад далее
Навигация