) самими тамплиерами. В XIII в. многие церкви имели свой декор, и следы его сохранились на юго-западе, в Магрине, Ла Граве и Монсоне. Часто орнамент бывал геометрическим, стилизованным растительным, линейным или зуб­чатым. Здесь достаточно всего одного шага — и он был сделан, — чтобы заговорить об арабском влиянии или эзотерике. Почему бы и нет, ведь речь идет о средних веках, когда повсюду царствовал сим­волизм? Однако не только тамплиеры использовали такие форму­лы; кроме того, не забудем об устойчивых местных традициях. По­чему бы тамплиерам, выказавшим столь замечательную способ­ность приспосабливаться к местным условиям в вопросах хозяйствования и управления своими владениями (вспомним, например, об адаптации к лингвистическим ареалам), не действовать таким же об­разом в области архитектуры и искусства? В общем нам остается признать, что тамплиеры, не основав собственного международного направления в искусстве, широко использовали по всей Европе один, простой и практичный, тип постройки. То же самое делали и госпитальеры.

Жизнь в командорстве

Управляющий, прецептор или командор, кроме того, являлся главой религиозной общины. В этом качестве ему надлежало сле­дить за соблюдением устава. Этот устав был составлен исходя из по­требностей Святой земли, а тамплиерам Запада приходилось ему следовать. Впрочем, некоторые предписания им было выполнить легче, чем их собратьям на Востоке — например, те, что касались богослужения.

Аскеза тамплиеров была приспособлена к своеобразным услови­ям существования монаха-воина. Он вел суровую лагерную жизнь — пусть не всегда и не везде — и должен был воздерживаться от чрез­мерного аскетизма, способного повредить его здоровью. Доминика­нец Этьен де Бурбон составил историю «Сеньора Хлеб и Вода» -тамплиера, который так ослабел в результате лишений и умерщвле­ния плоти, что уже не мог усидеть на лошади280. Подобных страданий устав ордена как раз не требовал. Храмовник имел право на некото­рые удобства: он имел право носить одежду, соответствующую силь­ной жаре или холоду (статья 20). Ему позволялось пользоваться мягким и теплым постельным бельем (статья 21), и инвентарные описи, составленные в орденских домах в 1307 г., в момент ареста тамплиеров, подробно перечисляют спальные принадлежности из дортуара. В первой редакции устава братьям было позволено сидеть во время богослужения:

До нашего слуха дошло... что вы, без перерыва, стоя слушаете божественную службу. Мы этого не рекомендуем. Мы это порицаем. И мы приказываем, чтобы... при пении псалма, начинающегося с Venita, и антифона, и гимна, как сильные, так и слабые садились. В конце же псалмов, когда поется Gloria patri, в знак благоговения перед Святой Троицей, встаньте и склони­тесь, а слабые и больные пусть преклонят голову... (статьи 15 и 16).

Но наиболее заметны отличия от традиционной монастырской аскезы в разделе, посвященном пище. Тамплиер принимает пищу дважды в день, кроме времени поста, когда ему положена всего одна трапеза


назад далее
Навигация