К классическому отлучению от Церкви добавилась особая форма покаяния, адаптированная к условиям жизни рыца­рей, — покаянное паломничество, которое, как мы увидим, стало од­ной из составляющих идеи крестовых походов. Наконец, в качестве последнего средства Церковь могла предпринять карательные меры против нарушителей спокойствия: справедливую войну под руково­дством духовенства и при участии светских князей, в первую оче­редь короля. Эта война призывала добрых на бой со злыми; под «до­брыми» понимались рыцари, а также приходские общины во главе со священниками. У всего этого мирного ополчения была одна об­щая эмблема — крест.

Именно о такой операции, организованной, как и некоторые другие, для того, чтобы наказать Гуго де Пюизе за его злодеяния, рассказывает нам Сугерий. На дворе 1111 г., и чтобы расправиться с этим извергом, понадобилось прибегнуть к помощи короля: «Ведь так как ни короля всего, ни короля Франции он совсем не уважал, на благородную графиню Шартра и ее сына Тибо напал». Обращаясь к королю, они напомнили ему о том, что «церкви испытывают при­теснения, неимущие подвергаются грабежам, вдовы и сироты стано­вятся жертвами безбожного угнетения, одним словом, „землю святых" и жителей этой земли терзает насилие». Объединенными си­лами граф и король осадили Гуго в его замке. При первом же штурме, оказавшемся безрезультатным, королевское войско было разбито...

«И уже руки ослабевшие и бессильные колени делали штурм едва тлеющим, когда сильная, даже всемогущая всемогущего Бога длань, такого и столь справедливого отмщения причиной себе назначить пожелала, когда от при­ходских общин этой земли подошли, их же лысого священника вдохновил Господь силой крепкого духа, которому вопреки человеческому представле­нию стало возможным то, что вооруженному графу и его людям оказалось невозможным».

Людовику VI пришлось трижды начинать войну — в1111,1112 и 1118 гг. — чтобы расправиться с этим сеньором-грабителем. По­терпев поражение, Гуго отправился в паломничество на Святую зем­лю, где и умер. Судя по всему, окончательно усмирить смутьянов в это время было непросто. Цель заключалась не только в наказании грешника — его нужно было еще обратить к вере, чтобы он послу­жил Христу. На этом спасительном пути, на котором рыцарь-раз­бойник превращался в рыцаря Христова (miles Christi), основопола­гающее значение имела деятельность сторонников григорианской реформы.

Рыцарь Христов

Как мы уже говорили, целью григорианской реформы было ос­вобождение Церкви от засилья мирян. Говоря более прозаическим языком, это означало еще и необходимость обеспечить материаль­ный перевес Церкви. Для чего? А для чего же еще, как не для упроче­ния своей ведущей роли в обществе? Во время своей борьбы с импе­ратором Генрихом IV папа Григорий VII воплотил в жизнь идею, которую впервые сформулировал, когда угрожал отлучением от Церкви королю Франции Филиппу I: поднять мелкую знать — ры­царство — на бунт против дурного государя


назад далее
Навигация