позволено никакому человеку, духовного или мир­ского звания, изменять устав, принятый вашим магистром и ва­шими братьями и недавно записанный; он может быть изменен только вашим магистром с одобрения капитула»;

— право для тамплиеров содержать в ордене своих собственных священников. Здесь булла лишь закрепляет существующее поло­жение вещей: в воинстве Храма уже были свои клирики. Значение этой привилегии ясно:

Чтобы ничто не препятствовало спасению ваших душ, вы можете призвать к себе священников и капелланов и держать их в своем доме и под вашей властью, даже без одобрения епископа диоцеза, но с разрешения Святой Римской Церкви. Они не будут подчиняться никому кроме капитула и должны повиноваться тебе, возлюбленный сын Роберт, как своему маги­стру и прелату.

Булла 1139 г. также отчасти удовлетворяла настойчивые просьбы Роберта де Краона о еще одной важной привилегии, освобождении от выплаты десятины, к великому недовольству белого духовенства. Причину угадать несложно: десятина выплачивалась именно белому духовенству, священникам и епископам, и вносили ее все держатели и пользователи земли, собственники любого имущества. Кому должна поступать десятина, когда верующий передает свою собст­венность ордену Храма? Белому духовенству, которое всегда заботи­лось о его душе, отвечали епископы; ордену Храма, который исполь­зует эти средства на службе христианству, отвечали тамплиеры! И естественно, они отказывались платить десятину от своего собст­венного имущества. С тех пор как у тамплиеров появились свои ка­пелланы, их претензии в этом вопросе стали более обоснованными.

Однако капелланы были введены в орден, чтобы совершать бого­служения только для одних тамплиеров. И крестьянам, как свобод­ным, так и сервам, которые работали на землях, полученных домами Храма в результате дарения, покупки или обмена, по-прежнему при­ходилось платить десятину своему приходскому духовенству, кроме, понятно, тех случаев, когда сами клирики, полностью или частично, выплачивали десятину ордену, а это случалось не так уж редко. На­пример, 27 сентября 1138 г. епископ Каркассона и монахи церкви Сен-Назер отдали ордену Храма десятину с принадлежавшего ему в Куре сада и животных с условием, «что вы и ваши преемники буде­те честными и верными друзьями церкви Св. Марии (в Куре) и кли­риков, которые там находятся, а также клириков монастыря Св. Этьена», как уточнил епископ78.

Булла 1139 г. отчасти решила этот вопрос в пользу ордена: «Мы запрещаем всем принуждать вас к уплате десятины; напротив, мы подтверждаем ваше право пользоваться десятиной, которая будет вам дана с одобрения епископа».

Даже несмотря на эту оговорку, орден получил привилегию, ко­торой до того времени обладали только цистерцианцы. Это сближение неслучайно: папа Иннокентий II был многим обязан св. Бернарду, и на протяжении всей своей жизни он был неизменно расположен к ордену, который оказал ему серьезную поддержку.

Иннокентий II дополнил эти распоряжения еще двумя буллами


назад далее
Навигация