из заморских земель, вы не должны думать лишь о временной выго­де, которой вы можете от этого ожидать, а о вечном спасении его души. Мы приказываем вам принять его при условии, что он предстанет перед еписко­пом провинции и известит его о своем намерении. И если, после того как епископ выслушает его и отпустит ему грехи, он спросит у магистра и братии Храма, беспорочна ли его жизнь и достойна ли общества этих последних, и будет то угодно магистру и братии, то пусть примут его с милосердием...

По поводу этих строк пролиты потоки чернил. Не в силах забыть о процессе 1307-1314 гг., иной историк чересчур охотно видит в этом снятом отрицании причину будущего краха ордена Храма: почти у самых своих истоков орден уже был поражен коррупцией, стало быть, неудивительно, что... Ничтожные причины и грандиоз­ные последствия.

Однако три статьи — 11,12 и 13-я, — которые посвящены вступ­лению в орден, далеки от противоречивости и составляют единое целое. Статья 11 рассматривает случай рыцарей-мирян или других мужчин, которые желают «отделиться от толпы, идущей на поги­бель, оставить мир и избрать нашу общинную жизнь...». В их приеме нет никаких сложностей: магистр и братья собираются на заседание капитула и обсуждают представленную кандидатуру.

Статья 12 затрагивает другую категорию рыцарей — отлученных от Церкви. Орден Храма не отказывает им, если они готовы принес­ти покаяние. Во всяком случае, они должны примириться с Церко­вью и снять с себя отлучение; а поскольку только епископ имеет право отлучать и снимать церковное проклятие, именно к нему и должен в первую очередь обращаться кающийся рыцарь. Впоследствии, ес­ли он получит отпущение грехов (это слово появляется во француз­ском переводе), его принимают в орден Храма согласно процедуре, описанной в статье 11. Помимо этого особого случая, всякое обще­ние с отлученными рыцарями воспрещается — об этом говорит ста­тья 13. Как видим, сохранение отрицания привело бы к путанице и противоречиям: какая тогда была бы разница между рыцарем, же­лающим оставить «толпу, идущую на погибель» и рыцарем, «не от­лученным от Церкви»?

Правда, можно рассуждать и по-другому, если основываться на положениях латинского устава. Статьи 11,12 и 13 французской вер­сии соответствуют статье 58-й, «как принимать рыцарей-мирян», 64-й, «о братьях, которые путешествуют в другие провинции» и 57-й, «о том, что братья Храма не должны общаться с отлученными от Церкви». Отметим, что в статье 58 рыцарей-мирян принимают непосредственно магистр и братья, между тем в статье 64 рыцари, не отлученные от Церкви (и в чем различие?) могут вступить в орден только после разговора с епископом. Не восполняет ли статья 64 не­кое упущение касательно роли епископа? Если дело обстояло так, то епископ должен был контролировать вступление в орден. Так оно и было в 1128-1130 гг.

Эту роль, будь она реальной или номинальной, тамплиеры впо­следствии никогда не признавали: булла 1139 г. почти полностью ос­вободила их от вмешательства белого духовенства


назад далее
Навигация