Сомнения и вопросы

Крестовый поход под сомнением

Тысяча сто восемьдесят девятый год: полным ходом идет пропо­ведь Третьего крестового похода, повсюду царит воодушевление. Тем не менее слышен и другой голос: «Deus non vult...», Богу это не угодно. Так впервые зазвучала последовательная критика крестово­го похода, которая исходила от английского клирика Ральфа Найджера. Конечно, и до этого поражения вызывали сомнения; но ведь были и победы. А в 1187 г. все рухнуло в одночасье. Встал во­прос: почему? И главное: что делать? Как поступить, чтобы отвое­вать Иерусалим? Об этом размышляли и иногда сомневались: как, опять Иерусалим? Не лучше ли сосредоточить внимание на самом Западе, где с ужасающей быстротой расползались ереси вальденсов и катаров? Тем не менее Запад снова вооружился в надежде возро­дить времена Первого крестового похода.

Однако в последовавшие годы идея крестового похода претерпе­ла опасные изменения, привнесенные своими же организаторами: в 1202-1204 гг. воины Четвертого похода отклонились от своей цели в Египте и обрушились на христиан — византийских греков. Инно­кентий III и папы XIII в. использовали крестовые походе в борьбе против своих недругов из Италии и других стран, например, импера­тора Фридриха II Гогенштауфена и короля Арагона. В 1208 г. нача­лась проповедь крестового похода против еретиков Лангедока: вско­ре она привела к отвратительной бойне в Безье.

Об отклонении или искажении крестового похода сказано нема­ло; мы бы сказали скорее об его распространении на все, что могло расцениваться как опасность. На самом деле, идея крестового похода с самого начала допускала принципы и средства, которые папство могло употребить и на другие цели, нежели освобождение и защита Святых мест. Фактически для папской власти крестовый поход стал скорее средством, чем целью: средством сохранить единство христи­анского мира; а стало быть, средством борьбы с любыми врагами Церкви — неверными, еретиками, отлученными, политическими противниками, короче говоря, со всеми, кто мог нанести ущерб это­му единству.

У папской власти было на это право, но крестовые походы ново­го типа вызвали шквал ожесточенной критики. Благодаря крестово­му походу папство сумело объединить христианский мир во имя ос­вобождения Гроба Господня. Опорочив идею крестового похода, папство утратило свой престиж и доверие; оно ослабело именно в тот момент, когда амбициозные светские власти поставили под во­прос его непререкаемый авторитет. Матвей Парижский, как из­вестно, враждебно настроенный по отношению к папе и военным орденам, писал, что король Кастилии Фердинанд Святой, умерший в 1252 г., «сделал для Церкви Христовой больше, чем папа и все кре­стоносцы, все тамплиеры и все госпитальеры, вместе взятые». Ко­гда в 1254 г. папа задумал организовать крестовый поход против ко­ролевства Сицилия, которое по-прежнему удерживали наследники Фридриха II, тот же Матвей Парижский с негодованием


назад далее
Навигация