В еще одном английском командорстве в Игле (Линкольншир) занимались тем же делом. Во­обще, подобные командорства можно было встретить по всей Европе. Особенная участь ждала братьев ордена, заболевших про­казой: им приходилось покинуть орден Храма и вступить в братство св. Лазаря, которое было военным орденом, но принимали туда с только прокаженных.

Конечно, далеко не все тамплиеры Запада были тихими отшель­никами; но не были они и новичками, набиравшимися опыта перед тем, как приступить к активной деятельности. Если судить по карье­ре сановников ордена, жизнь тамплиера протекала в постоянном движении и переездах.

Все военные ордены идеально подходили для того, чтобы стать привилегированными информаторами для Запада: сеть их домов была очень действенной структурой. Ни тамплиеры, ни госпиталье­ры не могли бы выполнять свою миссию без постоянного притока новых кандидатов. Чтобы привлекать новичков, нужно было беспре­станно напоминать о бедственном положении Святой земли, несча­стьях христиан Востока, мусульманском наступлении. Очень быстро тамплиеры принялись проводить систематическую информацион­ную политику — посредством переписки — в Западной Европе. Во время Второго крестового похода князь Антиохийский Раймунд был убит; помощь, оказанная тамплиерами и Балдуином III, не смог­ла помешать разгрому. Ордену пришлось влезть в долги, и ресурсов стало не хватать. Один тамплиер написал магистру Эврару де Барру, который тогда был на Западе (он провожал короля Людовика VII): он обрисовал ему сложившуюся ситуацию и призвал его вернуться как можно быстрее, с людьми и деньгами; он также попросил маги­стра сообщить королю и папе о случившемся. Эврар вернулся в Ие­русалим, после того как информировал не только короля и папу, но даже Сугерия и св. Бернарда —которые, в свою очередь, обязательно известили бы всю Европу334. В 1162-1165 гг. с Востока королю Лю­довику VII было направлено четырнадцать писем; семь из них при­надлежали тамплиерам, которые сообщали о своих потерях и по­требностях. Запад узнал о поражении в битве при Хаттине из письма брата Тьерри, одного из уцелевших в бойне тамплиеров.

Когда папство стало проводить политику последовательной под­держки крестового похода, понтифики прибегли к тем же методам: Иннокентий III адресовал послания всех, кого знал на Востоке, что­бы быть в курсе дел.

Пропаганда никогда сильно не отличалась от информации; в средние века письмо было избранным орудием и одного и другого. Жесточайший разгром при Форбии в 1244 г., где орден Храма поте­рял триста бойцов, а госпитальеры — двести, стал поводом для раз­вязывания эпистолярной войны: в своих письмах Фридрих II взвали­вал вину за поражение при Форбии на тамплиеров, а те, естественно, отклоняли подобные обвинения. Все эти послания были переписаны английским хронистом Матвеем Парижским, который, как мы знаем, благоволил Фридриху.

26 июля 1280 г. великий магистр госпитальеров Никола Ле Лорнь написал английскому королю Эдуарду I; его письмо немно­гим отличается от простого рапорта о состоянии дел на Святой зем­ле: «Я охотно сообщу вам о положении дел в Святой земле. В названной земле все очень непрочно, и ощущается сильная не­хватка в вооруженных людях. От засухи уже начался мор и весь хлеб попорчен; одна мина сыра стоит четыре безанта, а порой и больше». И Никола Ле Лорнь просит у Запада хлеба, чтобы «под­держать наших больных сеньоров и наших братьев».

Поскольку великие магистры орденов предоставляли самую на­дежную информацию Западу, то именно с ними папа или светские государи консультировались касательно всего, что имело отношение к крестовым походам. И как раз для того, чтобы узнать мнение ква­лифицированного специалиста, Климент V и вызвал во Францию в 1306 г. магистра ордена Храма, Жака де Моле, который тогда нахо­дился на Кипре.

Обеднение тамплиеров в XIII в.?

Для многих растущая непопулярность ордена Храма в XIII в. -вещь сама по себе разумеющаяся. Я исследую этот вопрос на материа­ле текстов современников в другой части книги. Здесь же я просто хо­тел указать — в завершение этого длительного анализа «тылов» орде­на — на интерес, который могут представлять исследования процес­са передачи дарений, с одной стороны, и принесение орденских обетов — с другой, для выяснения причин этой непопулярности. Для этого требуется проведение систематических сравнительных работ (между регионами, монашескими орденами). Я же приведу только несколько примеров.

Передачи дарений не были непрерывными: наоборот, прослеживается волнообразный ритм — 1130-1140 гг., 1180-1190 гг., 1210-1220 гг. Явный спад наблюдается во второй половине XIII в.: не более десяти пожертвований за пятьдесят лет в командорстве Провена; резкое уменьшение числа дарений в Боне; оформление земельного комплекса тамплиеров в Йонне ок. 1250 г.; семьдесят четыре дарения и продажи в XIII в. в Руэге по сравнению с двухсот восемнадцатью в XII в.; сорок четыре пожертвования в Хуэске до 1220 г. и тольк­о четырнадцать с 1220 до 1274 г.; двадцать три дарения в Тортосе (Арагон) с 1160 по 1220 г. и только одно за последующие годы. Кажется, вывод очевиден.

Однако орден по-прежнему получал дарения: например, сеньор из Барруа пожертвовал тамплиерам свой феод Докур-о-Буа в 1306 г. И как расценивать это замедление, иногда даже прекращение, про­цесса дарения? А. Дж. Форей заметил, что в Арагоне начинается одновременное приостановление покупки земель (а это свидетельствует о сознательном выборе тамплиеров). В Тулузе и тулузском ре­гионе количество дарений традиционным монашеским общинам на-чинает падать в XIII в. — а количество таких же пожертвований орденам тамплиеров и госпитальеров уменьшается только в конце этого столетия. Таким образом, чтобы корректно прочертить кри­вую дарений, нужно не упускать из виду все, что происходило в то время рядом: конкуренцию новых — нищенствующих — орденов; эволюцию всего общества и установление пристального контроля за дарениями; давление со стороны королевской власти, требовавшей все больше и больше денег от своих подданных; последствия кризи­са идеи крестового похода, который вовсе не сводится к одному ордену Храма. Прежде чем приступить к изучению непопулярности ордена тамплиеров, процесс дарения приглашает нас сначала рас­смотреть проблему непопулярности всех монашеских общин.

Нельзя забывать и другие моменты. Имел ли место кризис при­несения обетов и вступления в орден? А. Дж. Форей указывает на совпадение падения количества дарений и земельных покупок, с од­ной стороны, и уменьшение числа соглашений о вступлении в со­братство ордена Храма — с другой. Допустим. Но ведь даже накануне ареста тамплиеров в орден все еще принимали новичков. Красноречивым свидетельством может служить средний возраст братьев из Лериды, которых допрашивали в 1310 г.: восемнадцати сержантам исполнилось примерно по двадцать семь лет, а восьмерым рыца­рям — меньше двадцати. В Париже среди схваченных и допрошен­ных в 1307 г. тамплиеров одному было семнадцать лет, а другой на­дел орденский плащ 16 августа 1307 г.

Эти примеры слишком разрозненны, чтобы можно было сделать какой-либо вывод. За исключением одного — будем осторожны, прежде чем показывать пальцем на тамплиеров. Без сомнения, они были непопулярны — но не больше, чем все остальные.


назад далее

Навигация