и, наконец, Гроба Господня, где лежал мертвый Христос и где желали упокоиться, по­сле тысяч испытаний, паломники. После этих страниц, посвящен­ных мистическому туризму, которые содержат не меньше размыш­лений о христианских догмах, св. Бернард заключает:

Итак, эта отрада жизни, это небесное сокровище, это наследие верующих, возлюбленные мои, поручено вашей вере, вашему благоразумию и вашему мужеству. Ибо вам достаточно преданно и надежно охранять это небесный дар, если вы полагаться будете не на свою ловкость и силу, а на помощь Божию.

Рыцарь сражается, монах молится. Первые тамплиеры сомнева­лись в законности своих ратных дел и сожалели о нехватке времени, которое можно было бы посвятить молитве. Св. Бернард узаконил их воинские функции и доказал, «что их молитвенная жизнь может найти пищу в тех местах, где проходит их служба» (Жан Леклерк).

Как было воспринято это послание?

Точная дата его создания неизвестна, хотя, кажется, мы можем ограничить его 1130-1131 гг. Остается лишь констатировать фак­ты: после 1130 г. орден Храма значительно увеличился. Кроме того, мы не можем разграничивать послание св. Бернарда и кампанию по вербовке, которую вел Гуго де Пейен. Вполне возможно, что одно способствовало другому.

Мы знаем больше о влиянии если не самой «Похвалы», то, по крайней мере, идей св. Бернарда на Церковь и христианское общест­во. В 1139 г. папа Иннокентий II издал буллу Omne Datum optimum (Всякое даяние благо). Это была первая папская булла, посвященная миссии тамплиеров:

Природа сделала вас детьми гнева и любителями мирского сладострастия, но вот, по милости павшей на вас благодати, вы вслушались в слова еван­гельской заповеди, отбросили мирские удовольствия и свое имущество, со­шли с легкого пути, ведущего к погибели, и в смирении вступили на трудную стезю, ведущую к жизни. Чтобы показать, что вас поистине следует счи­тать воинами Христовыми, постоянно носите на груди знак животворящего креста. Сам Господь избрал вас защитниками Церкви и противниками врагов Христа37.

Также говорил и аббат Клерво. Впоследствии папство не раз вер­нется в своих буллах к причинам существования и задачам ордена Храма.

Не менее примечательно, что многие верующие на Западе начали ясно осознавать роль нового воинства и передавать ему пожертвова­ния. Должно быть, любой тамплиер почел бы себя удовлетворен­ным, если бы прочел акт о дарении, сделанном 1133-1134 гг. в Дузане (Лангедок) некоей Луареттой. Она уступала всех своих держателей и все подати, которыми владела в городе Дузане, наряду с двумя участками (condamines) земли на территории замка Бломак «рыцарям Иерусалима и храма Соломона, которые мужественно сражаются за веру против злокозненных сарацин, вечно занятых тем, чтобы истребить Божий закон и верных, которые ему служат». Лауретта восприняла богословскую теорию крестового похода как оборонительной войны. В этом тексте явно прослеживается стили­стика и эмоции, присущие «Похвале», правда, сформулированные менее четко.

Посмотрим шире: Жан Ришар, исследуя тамплиеров и госпиталь­еров Шампани и Бургундии, обоснованно отмечает, что завещания, оставленные в пользу одного или другого ордена, носят благочести­вый характер и адресованы людям молитвы. Благодаря этим могу­щественным и уважаемым орденам верующие надеялись получить более легкий и действенный доступ к божественной благодати. Не потому ли урок, преподанный св. Бернардом в «Похвале», был вос­принят христианским обществом?

Период с 1120 по 1130 г. стал десятилетием проб и ошибок. Это совсем немного, если требуется заложить солидные основания со­вершенно новой организации. Теперь орден Храма был готов дви­гаться дальше.


назад далее

Навигация