Тот факт, что богослужение совершалось братом-капелланом, членом ордена, не лишало тамплиеров возможности прибегать к ус­лугам священников и епископов, не состоявших в нем. Не все дома Храма располагали даже одним братом-капелланом, да и тот не об­ладал неограниченной властью отпускать грехи: например, он не мог «судить» тамплиера, повинного в смерти христианина, или в си­монии (торговля церковными таинствами). Наконец, тамплиер все­гда мог обратиться к священнику по собственному выбору; об этом в начале XIV в. недвусмысленно напомнила папская булла. Обви­нение, выдвинутое в этой связи против ордена, а именно отказ обра­щаться за советом к священнослужителям, не входящим в орден, не соответствовало истине. Францисканцы, выступавшие в качестве свидетелей на процессе тамплиеров Лериды, Арагон, подтвердили, что часто принимали исповедь тамплиеров. Тот факт, что здесь имели место злоупотребления, отрицать нельзя: свои полномочия превышали не только капелланы ордена, но и магистры и настояте­ли, которые, не будучи облечены священническим саном, вне всяко­го сомнения, иногда отпускали грехи братьев, хотя и не имели тако­го права. Епископ Акры, Жак де Витри, предостерегал тамплиеров от подобного соблазна: «Нельзя, чтобы мирские люди, присваивали себе функции священников... так как они не имеют ни ключей, ни власти вязать и решить».

Тамплиерам вменялось в обязанность давать милостыню и со­вершать дела милосердия, а также оказывать гостеприимство. Их идеал не ограничивался тем, чтобы сражаться, а предполагал еже­дневное поведение, подобающее «бедному рыцарю Христову». Дать обет нищеты означало еще и помогать бедным. Как в Иерусалиме, так и в самых мелких командорствах тамплиеры должны были кор­мить бедняков, а в конце трапезы, которая по этому случаю бывала изобильной, остатки раздавались в качестве милостыни. Дома Храма были обязаны давать приют странникам, и особенно обременитель­ным было исполнение этого долга для главного дома в Иерусалиме. Во время процесса тамплиеров часто обвиняли в корыстолюбии и при этом упрекали за то, что они более охотно принимали у себя богатых и платежеспособных прохожих, чем нищих, которых при­ходилось содержать. Если верить Иоанну Вюрцбюргскому, посетив­шему орден Храма во время Второго крестового похода, в области служения ближнему тамплиеры не делали и десятой части того, что госпитальеры. Однако заметим, что предъявляемые обвинения не носили глобального характера, так как благотворительность и гос­теприимство не входили в число непосредственных задач ордена. Орден госпитальеров, призванный заниматься милосердием, взял на себя еще и военную миссию, а орден Храма так и не совершил, да и не должен был, подобного же шага в обратном направлении.

«Правосудие дома»

Предостерегая тамплиеров, епископ Акры также намекнул на ес­тественную склонность всякого объединения замкнуться на самом себе и держать свои дела в тайне


назад далее
Навигация