Какими же они были в действительности? В середине XIII в. английский хронист Матвей Парижский писал: «Тамплиеры владеют 9000 поместьями во всем христианском мире, а у госпитальеров их 19 000, и сверх того различные оброки и налоги, которые они взимают со своих братьев...». Чаще всего эти цифры, приводимые Матвеем, прини­мают за чистую монету. Однако они безнадежно преувеличены, даже если окрестить командорством каждый виноградный куст и каждый выселок, принадлежавший ордену. В Англии Т. Паркер насчитывает десятка четыре командорств на момент ликвидации ордена, десять из которых находились в Йоркшире, а пять или шесть — в Лин­кольншире. А. Дж. Форей полагает, что в Арагоне и Каталонии их было тридцать два, и к ним можно добавить еще два в Наварре. В графстве Прованс их набиралось около сорока. Лоран Дейе приво­дит цифру в тысячу сто семьдесят командорств на территории совре­менной Франции.

Орден старался добиться как можно большего порядка в распо­ложении этих центров с помощью обмена и покупок. На Западе ор­ден преследовал две цели: набор людей и максимально эффективное использование своих поместий. Стало быть, для него было важ­но иметь достаточно густую сеть домов Храма, чтобы любой же­лающий вступить в орден тамплиеров мог без труда найти их, и чтобы избежать слишком большой разбросанности между ко-мандорствами и филиалами.

Иерархия этих организаций не отличалась жесткостью. В Дузане тамплиерский патримоний возник на основе четырех пожертвова­ний, сделанных почти одно за другим: в 1133 г. — Дузан и Брука-фель, в 1136 г. — Сен-Мари-де-Кур, в 1153 г. — Сен-Жан-де-Карьер, позже к ним прибавились и другие. Около 1150-1160 гг. на этих зем­лях, в долине Ода, на расстоянии примерно тридцати километров друг от друга, образовалось два командорства — Дузан и Каркассон. Ниже по течению реки, в сорока километрах от Дузана, находилось командорство Нарбонн. Немного позже Кур и Сен-Жан-де-Карьер были возведены в ранг подчиненных командорств. Их прокурорами, или командорами, или прецепторами стали Изарн де Мольере (1162 г.) и Пьер де Падерн (1169 г.).

В Арагоне раньше всех были учреждены монастыри на севере, в Пиренеях; по мере Реконкисты короли стали поручать тамплиерам охрану вновь завоеванных территорий. Именно северные коман-дорства первыми приняли под свою опеку земли и замки, подарен­ные им королевской властью: так, в 1196 г. замок Альгамбра, рези­денция недолговечного ордена Монжуа, был поставлен под прямое управление командора Новилласа, а затем, в 1201 г., туда был назначен подчиненный командор.

Такое же шахматное расположение существовало и на Востоке, но совсем по другим причинам. Военные и стратегические нужды за­ставляли использовать для возведения замков совершенно опреде­ленные места. Военно-монашеские ордены владели как городскими домами, так и аграрными хозяйствами и деревнями. Связь между Иерусалимом и этими разнообразными структурами была налажена со всей возможной заботой. Тамплиеры прочертили в Святой земле своеобразную карту в масштабе однодневного перехода, на которой «каждый этап заканчивается либо командорством, обителью Храма, либо площадкой для бивака, снабженной колодцами», где орден­ский отряд мог устроиться на ночлег или разбить лагерь.

Некоторые клетки и направления на этой шахматной доске нахо­дились на привилегированном положении. Это бросается в глаза в Святой земле: латинские государства вытянулись в линию на един­ственной узкой полоске земли между морем и пустыней, потому и военные постройки орденов, как вехи, выставленные в направле­нии с севера на юг, отмечали собой побережье (Тортоса, Шато-Пелерен) и внутренние долины (ось Оронт-Литани-Иордан (Сафед); пунктами привязки для военных объектов были также иорданские броды и перевалы, прорезающие Ливанские горы (Шатель де Ге-Жакоб и Крак де Шевалье госпитальеров).

В Испании и Португалии «граница» между христианскими коро­левствами и мусульманскими государствами определяла выбор там­плиеров, которые вместе с госпитальерами несли ее охрану. В 1143 г. указ короля Арагона передал храмовникам пятую часть всех земель, отвоеванных у мусульман. Впоследствии испанские монархи всяче­ски умеряли это проявление великодушия, пока в 1233 г. король Арагона не отменил указ 1143 г. С этих пор в королевстве Валенсия вошло в обычай делать подарки в размере, пропорциональном ока­занной помощи.

В остальном христианском мире тамплиеры отдавали предпоч­тение путям сообщения. Каждый год потоки пилигримов, кресто­носцев, лошадей, продуктов и денег устремлялись сухопутным или речным путем к портам Средиземного моря, откуда они на кораблях переправлялись в Сирию-Палестину. Не приходится удивляться тому, что вдоль дорог, связывающих Фландрию с Шампанью, мож­но было встретить многочисленные дома Храма. И не по воле слу­чая в первом списке провинций ордена, приведенном в уставе около 1160 г., значится провинция Венгрия, через которую обязательно пролегал путь крестоносцев, не желавших отправляться в Святую землю по морю. В Италии тамплиеров также притягивали дороги, по которым двигались паломники. У них было отделение в Тревизе, у начала балканской дороги в Константинополь, и, уже за пределами Италии, в Триесте, Поле, Любляне, и Вране в Хорватии. Верчелли в Пьемонте встречал переваливших через Альпы паломников, на­правлявшихся в Рим или желавших достичь Святой земли. Естест­венно, что там обосновались и тамплиеры, и госпитальеры. Речь шла не только об освоении паломнических маршрутов. Отметим, что большое значение имели дарения, сделанные в Лигурии, Венти-милле, Альбенге, Савоне и в районе крупного порта Генуя. В Север­ной Италии наличие дома в Милане засвидетельствовано с 1134 г., но руководящая роль в учреждении командорств перешла к дому в Пьяченце, основанному ранее 1160 г. Оттуда тамплиерские базы распространились вдоль дорог в долине По (Болонья), а затем при­брежных маршрутов Романьи и Южной Италии. Точно так же не было недостатка в тамплиерских командорствах вдоль дорог, спус­кавшихся от альпийских перевалов к Генуе и Венеции.

На Западе важные пути перемещения паломников также притя­гивали внимание тамплиеров, и особенно «дороги к могиле Св. Иа­кова». Очень быстро обосновавшись на обоих склонах Пиренеев, тамплиеры и госпитальеры устроили приюты у перевалов. Капелла­ны и служители дежурили, наблюдая за участком горы. Вблизи Луза и Гаварнии тамплиеры вернулись к своей привычной работе по ох­ране паломников. Значимость командорства Сен-Жиль-дю-Гард была связана с тем, что для пилигримов в Иерусалим оно находилось на одном из последних этапов пути к Марселю, кроме того, здесь начинался лангедокский маршрут в Компостеллу, проходив­ший через область с густой сетью тамплиерских организаций. В Бре­тани дома в Нанте и на острове Муан, в заливе Морбиан, были осно­ваны в пункте отплытия паломников в Сантьяго.

Эта сеть создавалась в результате распространения вширь, начи­навшегося с нескольких важных центров и чаще всего шедшего вдоль путей сообщения. Тамплиеры Дакса двигались вдоль горного потока По. Ситуация в Провансе хорошо известна. Командорство в Ришеранше, основанное в 1136 г., дало побеги в Оранже, Руа и, главное, Сен-Жиле (около 1138) и Арле (1138-1140). Для ордена Храма это означало появление такого же количества новых миссио­нерских центров: Сен-Жиль руководил десятком подчиненных ко-мандорств. Ришеранш и Арль стали отправными точками для про­движения ордена на восток по двум параллельным линиям: первая, исходившая из Ришеранша, приводила к Систерону, Динье, Энтрево и Риго. Вторая связывала Арль с Эксом, Лоргом, Руо и портами Ту­лона и Йера. Эти две оси соединялись в графстве Ницца, где распо­лагались влиятельные командорства Биот, Грасс и Ницца.

Этот процесс отпочкования новых командорств приводил к не­скончаемому переустройству общей структуры. В документе 1184 г. владение ордена в Тивре в Эро предстает как важное и процветаю­щее и приписывается к командорству Лодев, находящемуся в подчи­нении у прецептора дома Сент-Элали де Ларзак. Однако это благо­получие оказывается недолговечным, Тивре переживает упадок, и там­плиеры передают его под управление командорства в Пезенасе. Шах­матное расположение и гибкость организации благоприятствовали выполнению задач ордена, главная из которых состояла в том, что­бы обеспечивать быструю мобилизацию материальных и людских ресурсов в помощь Святой земле. Подтверждением этому начиная с середины столетия служит роль рыцарей Храма во Втором кресто­вом походе.


назад далее

Навигация