Матвея Парижского слишком часто можно поймать на преувели­чении, искажении, даже лжи, когда он пишет о тамплиерах. Однако мы многим ему обязаны: он опубликовал их письма; он процитиро­вал горькие слова магистра Армана де Перигора: «Мы одни... несем на своих плечах всю тяжесть защиты этой страны...», о которых я упоминал в предыдущей главе. Конечно, сам он не придавал им большой важности «по причине дурной славы тамплиеров и госпи­тальеров». Но у его читателя может быть другое мнение. В той же Англии в песнях, поэмах и других народных текстах никогда не встречалось содержательной критики ордена.

Зато без труда можно отыскать тексты, дающие положительную оценку тамплиерам. Рютбёф защищал орден Храма в своем «Новом плаче о заморской земле», написанном в 1276 г.:

Покажите словами и примером,

Что вы любите Господа и Храм.

Один северофранцузский трувер, Гюйо де Провен, заявил: «Там­плиеры — весьма благородные люди». И Вольфрам фон Эшенбах, первый из германских миннезингеров, которому довелось побывать за морем, сделал тамплиера образцом рыцаря Грааля в своем «Пар-цифале» (нетрудно представить, какой шанс он дал всем любителям эзотерики!). Сборники «примеров» (ехетр1а), например тот, что был составлен францисканцем Этьеном де Бурбоном, популяризировал злоключения «сеньора Воды и Хлеба» — тамплиера, которому из­лишнее умерщвление плоти помешало держаться в седле.

Процитированные в таком разнобое, эти то враждебные, то бла­гоприятные мнения об ордене Храма обладают одним несомненным достоинством: они показывают, что реальность была нюансирован­ной; что непопулярен был не один орден Храма; что у него были свои почитатели. В конце концов, очень немного критики обруши­валось только на одних тамплиеров. Однако систематическое иссле­дование текстов, причем не только нарративных (я имею в виду юридические документы, акты процесса), позволит получить более точное представление об этой непопулярности и ее истоках.

Можно проверить гипотезу Д. Правера, согласно которой непо­пулярность орденов проявилась около 1239-1240 гг. по двум причи­нам: из-за их распрей, которые тогда вспыхнули с наибольшей си­лой; из-за увеличения их расходов на Западе, в оправдание которым приводились возросшие траты в Святой земле. Зависть, жадность, скаредность и расточительство стали характерными чертами орде­нов на Западе. Орденов — или все-таки ордена Храма? Принимая во внимание даты, предложенные Д. Правером (1239-1240), я склонен думать, что пропаганда Фридриха II, благодаря его приверженцам на Западе (Матвею Парижскому), была достаточно эффективной, чтобы очернить образ ордена Храма, всецело преданного папству (тогда как в то время госпитальеры поддерживали императора). Все усиливавшиеся нападки на папство могли только повредить ордену Храма. Как бы ни повели себя тамплиеры во время прямого столк­новения Филиппа Красивого с Бонифацием VIII, орден Храма уже получил свой ярлык; мнение общества уже было подготовлено.


назад далее
Навигация