Я рассмотрю их вместе с движением даре­ния. Здесь я остановлюсь лишь на самых обычных из них и на некоторых исключениях.

Обычная мотивация, которой по всему христианскому миру ру­ководствовались те, кто приносили пожертвования и дарили самих себя, подразумевала спасение души и освобождение от грехов.

Были и исключения в виде нескольких сомнительных «обраще­ний», вроде истории шотландца, «Гильома, сына Гальфрида, кото­рый, предпочитая праздность труду», уступил в пожизненное поль­зование ордену свою землю в Эспертоне (возможно, из владений своей жены). За это он, по-видимому, получил возможность спо­койно жить в доме Храма. И разве не было капельки тщеславия в том, что Ричард де Аркур, который сделал пожертвование мона­стырю Сент-Этьен в Реневилле, стал тамплиером и завещал напи­сать на своем надгробии, расположенном на хорах церкви, следую­щую внушительную эпитафию: «Здесь покоится брат Ричард де Аркур, рыцарь командорства рыцарей Храма, основатель монасты­ря Сен-Этьен»?

Имели место, особенно в XIII в., решения, связанные с политиче­ской и религиозной конъюнктурой своего времени. Вероятно, лангедокские рыцари, подозреваемые в причастности к катарам или просто боявшиеся подобных обвинений в свой адрес, вступали в ор­ден из предосторожности. Достоверных фактов на этот счет не суще­ствует, но следует поставить вопрос, не поэтому ли во время процес­са против ордена было выдвинуто обвинение в ереси.

Ссоры Фридриха II с папской властью — не говоря уж о разно­гласиях того же Фридриха с орденом Храма — оказали влияние на набор в орден. В 1220 г. папа признал Фридриха II императором; тем самым он отринул тех, кто отстаивал интересы папства в королевст­ве Сицилия, государем которого и был Фредерик. Дезориентирован­ные сторонники папы покорились королю, бежали или скрылись. «Были и те, которые вступили в орден Храма».

Тщательное изучение набора в орден Храма, и шире, движения дарения показывает со всей очевидностью, что удивительный успех детища Гуго де Пейена говорит о его полной приспособленности к особенностям западного рыцарства — социальной и ментальной среды, выкованной Церковью.

Прием в орден

Теперь последуем за тем, кто стучит у ворот одного из домов Хра­ма и просит, чтобы его впустили. Сразу оставим в стороне странности, реальные или выдуманные, упоминаемые в обвинительных актах 1308 г., составленных, чтобы очернить тамплиеров. Мы последуем за Жераром де Ко, который на допросе 12 января 1311 г. в основных чертах рассказал следующую историю.

Жерар вместе с двумя другими рыцарями был принят в орден в день памяти апостолов Петра и Павла двенадцать или тринадцать лет назад, т. е. либо в 1298, либо в 1299 г. Произошло это утром по­сле мессы в доме Храма в Кагоре. Жерар был посвящен в рыцари пя­тью годами раньше. Церемонией руководил брат Гиг Адемар, ры­царь, в то время магистр провинции, в присутствии нескольких рыцарей ордена.


назад далее
Навигация