Два главных защитника ордена Пьер де Булонь и Рено де Провен ис­чезли — вероятно, были похищены, убиты или бежали. Тамплиеры отказались от защиты ордена. Комиссия делала перерывы в работе или проводила несколько заседаний то тут, то там. Немногие там­плиеры, успевшие перед ней выступить, предварительно обработан­ные своими тюремщиками, признавали все что угодно, противоре­чили самим себе, доводя до изнеможения самих членов комиссии. Иногда какая-нибудь группа тамплиеров, например братья из Ла-Рошели, упорствовала; иногда в защиту ордена выступал внеш­ний свидетель, как, например, лионский доминиканец Пьер де ла Палю.

С согласия папы и короля 26 мая 1311 г. комиссия прекратила свои собеседования. Она закрыла объемистое дело из двухсот девят­надцати томов, которые должны были послужить материалами для работы собора. Шестнадцатого октября 1311 г. папа объявил о его открытии. На повестке дня стояли три вопроса: орден Храма, кре­стовый поход, церковная реформа. Комиссия ad hoc, собранная в Оранже, подвела итог переданным ей текстам. Результаты были тенденциозными, если судить по материалам суда в Англии: все пе­ресуды и сплетни, на которых строились обвинения против ордена, переданы со всей точностью, однако мы не находим ни слова о поч­ти единодушных протестах английских тамплиеров. Теперь папа хо­тел только одного — покончить с делом как можно быстрее.

Постепенно ситуация приобрела иной оборот, и папа потерял контроль над собранием. В то время как некоторые епископы, вроде

Жака Дезе, будущего папы Иоанна XXII, не обременяли себя угры­зениями совести и советовали папе распустить орден Храма без дальнейших проволочек, большинство отцов собора хотело судить, а значит, и выслушать защиту. И точно, в конце октября семь там­плиеров внезапно появились на соборе и заявили о своем желании защищать орден, добавив — было ли это бахвальством или реальной угрозой? — что в окрестностях Вьенна находятся от полутора до двух тысяч братьев, готовых свидетельствовать пользу ордена Хра­ма. Доминиканец Птолемей Луккский, епископ Торчелло, записал:

Прелатов призвали на совещание с кардиналами по поводу тамплиеров. Пре­латам зачитали документы касательно этой темы, а потом их вызывали по одному, и папа спрашивал их, следует ли позволить тамплиерам выступить в защиту ордена. Все прелаты Италии, кроме одного. Испании, Германии, Швеции, Англии, Шотландии и Ирландии придерживались этого мнения. К тому же изъявили свое согласие и французы, кроме трех митрополитов — Реймса, Санса и Руана.

Климент V чувствовал опасность. Если он так стремился покон­чить с этим делом, то лишь потому, что торопился заняться кресто­вым походом, а главное, не хотел давать королю Франции повод вмешаться и снова дать ход некоторым старым тяжбам, вроде по­смертного суда над Бонифацием VIII. А он знал, что король Франции пребывал в сильном раздражении.

Как всегда в подобных случаях, Филипп использовал опробован­ный метод: в марте 1312 г. он собрал Генеральные штаты королевст­ва в Лионе. К этому времени были проведены тайные встречи пред­ставителей короля, включая Ногаре, и папы. Двадцатого марта Филипп объявил о своем прибытии в Вьенн в сопровождении ар­мии. Время поджимало. Двадцать второго марта папа собственной властью издал буллу «Vox in excelso», упразднившую орден Храма, «не без горечи и сердечной скорби, не по судебному решению, а по апостолическому смотрению и решению». Третьего апреля, в сопро­вождении Филиппа Красивого и его сына Людовика Наваррского, папа во всеуслышание объявил приговор, после чего «встал священ­ник и под страхом отлучения запретил участникам собора произно­сить хоть слово, кроме как с разрешения или по просьбе папы».

Из-за нерешенной проблемы передачи имущества ордена Храма собор продлился до 6 мая 1312 г. К этому времени орден уже прекра­тил свое существование.

Открытым оставался вопрос о людях. Булла «Considrantes dudum» от 6 мая 1312 г. сделала различие между:

— теми, кто были признаны невиновными или, после своих призна­ний, примирились с церковью. Им предоставлялось содержание и возможность жить в бывших домах ордена или в монастырях по собственному выбору, так как монашеские обеты, произнесен­ные ими при вступлении в орден Храма, сохраняли свою силу;

— и теми, кто отрицали обвинения или отступили от веры. Их жда­ло строгое наказание.

Папа оставил за собой суд над четырьмя руководителями ордена Храма, содержавшимися в заключении в Париже. Наконец-то Моле должен был получить возможность высказаться, как он давно про­сил, перед папой — единственным человеком, которому он доверял. Увы! Климент V дождался 22 декабря 1313 г., чтобы назначить ко­миссию из трех кардиналов, которые должны были вершить суд от его имени. Среди них находился Никола де Фровиль, доверенное лицо короля. Таким образом, Моле предстояло встретиться практи­чески с теми же самыми людьми, перед которыми он до сих пор от­казывался говорить. В действительности 18 марта 1314 г. его приве­ли на заседание комиссии не для того, чтобы судить, а значит, высказаться. Ему предстояло выслушать приговор собора под пред­седательством Филиппа де Мариньи:

В понедельник после праздника св. Григория они были осуждены на по­жизненное и строгое заключение. Но хотя кардиналы полагали, что в этом деле все окончательно решено, сразу же и неожиданно двое из этих людей, великий магистр (Моле) и магистр Нормандии (Шарне), начали с упорст­вом возражать кардиналу, произносившему проповедь, и архиепископу Санса, отказываясь от своей исповеди и всего, что они до этого времени сказали...

Кардиналы были удивлены и отложили разбирательство до сле­дующего дня. Получив известие, король не стал ждать:

В час вечерни в тот же самый день на маленьком острове на Сене, располо­женном между садами короля и церковью братьев-отшельников св. Авгу­стина, они были обречены на сожжение. Они были полны такой решимости принять огненную казнь, такого желания, что вызвали у всех, кто присутствовали при их гибели, восхищение и удивление своим постоянст­вом в смерти и своем последнем отрицании.

Судьба двух других руководителей ордена, Пейро и Гонневиля, окутана молчанием — они окончили свои дни в тюрьме.

Флорентийский хронист Джованни Виллани, иногда принимав­ший за чистую монету то, что ему рассказывали, утверждает, что прах и кости Моле и Шарне были собраны несколькими монахами и святыми людьми и считались мощами. Двадцатого апреля умер Климент V, а 29 декабря следующего года — Филипп Красивый... Проклятие!


назад далее
Навигация