Итак, высокомерие, надменность... и соперничество между орде­нами. Для многих авторов это соперничество и является основной причиной неудач. Правда, другие авторы отвергают это объяснение, указывая на то, что при необходимости ордены всегда умели дейст­вовать вместе.

Второй упрек был связан с корыстолюбием. «Ордены тамплие­ров и госпитальеров, утверждает Дасполь, были основаны ради свя­тости орденов и пропитания нищих, но вместо того чтобы свершать благие дела, они причинили много зла, закостенев в своей злобе, ведь все они исполнены высокомерия и жадности». Так жадности или расточительства? Для наших критиков это одно и то же: там­плиеры не все свои средства тратили на нужды Святой земли. На Вьенском церковном соборе в 1312 г. эту плодотворную тему обра­тят против тамплиеров.

Очень быстро храмовников стали обвинять в измене собствен­ной миссии и нежелании сражаться на Востоке. Разве в 1278 г. папа Николай III не написал трем орденам, попросив их, чтобы они держа­ли на Востоке побольше солдат? Без сомнений, какие-то нецелевые расходы средств имели место как у тамплиеров, так и у госпиталье­ров. Поступили предложения — естественно, от белого духовенст­ва — заставить военные ордены платить десятины и аннаты. Собрав­шись в Реймсе в 1292 г., епископы подняли вопрос о конфискации имущества орденов. Их предложение было подхвачено публицистом Пьером Дюбуа. Но кому же передать это имущество? Варианты были разными: Пьер Дюбуа полагал, что королю Франции, а епи­скоп Анжера Гильом Ле Мэр — белому духовенству. Помнил ли кто-нибудь об Иерусалиме?

Противники крестового похода, сторонники мирного миссио­нерства, упрекали ордены за то, что они ничего не делали для обра­щения неверных в христианскую веру или использовали спорные методы. В 1237 г. папа приказал орденам и белому духовенству Свя­той земли крестить рабов, которые этого пожелают, и отпускать по­сле этого на свободу. Тамплиеры отказались, так как в этом случаеони лишились бы рабочей силы, в которой остро нуждались. Госпи­тальеры запретили крестить и отпускать на волю рабов без разреше­ния великого магистра. Общие интересы христианского мира вошли в противоречие с частными интересами орденов. А Роджер Бэкон, английский францисканец, упрекал тевтонов за насильственное кре­щение, которое они практиковали в Пруссии.

Однако у орденов находились и защитники. Ральф Найджер, первый последовательный критик крестового похода, не нашел для них других слов кроме похвалы. На Востоке цикл эпических поэм местного происхождения, но написанных под французским влияни­ем, включал в себя помимо песен об Иерусалиме и Антиохии песни «Нищие», поэмы, к несчастью утраченные, во славу орденов: «В дру­гой книге... вы узнаете о том, как был основан орден Храма, и еще ор­ден св. Иоанна, там, где воскрес Господь».

В своих размышлениях большинство авторов XIII в., писавших о крестовом походе


назад далее
Навигация