краткие пересказы или выдержки из исторических текстов, публикуемые под названием «малых хроник», отмечают и сам этот факт, и его дату — 1119 или 1120 г.

Как видим, все эти истории написаны через много лет после са­мих событий; они повторяют друг друга и отличаются тенденциоз­ностью. Жак де Витри переработал текст Гильома Тирского — это са­мое меньшее, что тут можно сказать. Однако в Акре он часто встречался с тамплиерами и даже дружил с ними. Его свидетельство, пусть и не слишком оригинальное, добавляет интересные штрихи к повествованию Гильома Тирского, который в целом не слишком благоволил к военным орденам. Что касается архивных документов, главным образом актов дарений, то они мало чем помогают в вопро­се о происхождении ордена Храма.

Остается один текст, который, к несчастью, не слишком много­словен, но заслуживает вдвойне пристального внимания, так как ис­ходит от самих тамплиеров и как будто современен основанию само­го братства, — речь идет об уставе ордена. В своей латинской версии он был составлен между 1120 и 1128 гг., а затем с несколькими изме­нениями был принят на соборе в Труа в 1128 г. Как гласит пролог этого устава, именно «молитвами магистра Гуго де Пейена, под ру­ководством которого вышеназванное рыцарство возникло по мило­сти Святого Духа» и был созван собор в Труа.

Таким образом, остается немало неясностей, которые впоследст­вии слишком легко превращаются в «тайны». Тем не менее три фундаментальные идеи можно выделить с полной отчетливостью:

— Орден был создан из-за того, что несколько рыцарей пожелали отречься от мира. Их поступок был продиктован религиозными мотивами.

— Инициатива исходила от двоих человек, один из которых, Гуго де Пейен, стал первым магистром нового «воинства», как в то время именовался орден.

— Основание ордена полностью отвечало пожеланиям религиоз­ных и светских властей Иерусалимского королевства. Орден Храма, как и позднейшие военные ордены, объединял идеал монаха и рыцаря. Эта идея была поистине скандальной в эпоху, когда христианскому обществу навязывали модель трехчастного де­ления на сословия — одни молятся, другие воюют, а третьи трудятся. Ибо все эти три группы четко разделялись и иерархически подчиня­лись один другому — духовенство главенствовало над двумя другими, а монашество составляло высшую прослойку самого духовенства.

Орден Храма родился по воле безвестного рыцаря из Шампани, радеющего о спасении своей души. Но, кроме того, его основание стало возможным благодаря новым духовным течениям, высвобож­денным во время григорианской реформы Церкви. Орден прекрасно вписывался в идеологию крестовых походов: он стал самым умест­ным ответом на их потребности.

Крестовый поход

Двадцать седьмого ноября 1095 г. папа Урбан II выступил с про­поведью на провинциальном соборе, устроенном в Клермоне. Он только что проехал по южной Франции, чтобы проверить, как идет реформа Церкви, которую он горячо поддерживал, будучи убежден­ным приверженцем идей Григория VII


назад далее

Что нужно учесть при изготовлении шкафа купе portal-company27.ru.

Навигация