Если у ордена Храма действительно были особые связи с исла­мом, то почему Саладин, Бейбарс, Калаун, аль-Ашраф неукосни­тельно приказывали убивать пленных тамплиеров и госпитальеров? Нет, тамплиеры были передовым отрядом христианского наступле­ния на ислам, а не Троянским конем ислама в христианском мире.

Это обвинение не было новым. Парадоксальным образом, одним из первых его высказал император Фридрих II, хорошо известный своими дружескими отношениями с султаном и шокировавший даже мусульманский мир своими кощунствами в адрес христианства, ко­гда отправился к Гробу Господню. Матвей Парижский, естественно, принялся распространять это обвинение в предательстве, запущен­ное Фридрихом II в связи с падением Газы в 1240 г. Ногаре не при­шлось слишком долго искать свои аргументы.

Итак, виновен был орден или нет?

По отдельности ни одно обвинение, выдвинутое против ордена Храма, не является ложным. Мы с легкостью найдем тамплиера-со­домита, тамплиера-корыстолюбца, тамплиера-насильника, тамплие­ра, который в припадке ярости произнес неосторожные слова о вере (вспомним о Рико Бономеле). Впрочем, многие статьи устава посвя­щены борьбе с этими проступками и нарушениями: этого достаточ­но, чтобы признать факт их существования. Обвинители ордена Храма ворвались в открытую дверь, которую могли выломать в ка­кой угодно другой религиозной организации.

Отметим, впрочем, что чем дольше тянулось разбирательство, тем более преувеличенным становилось. В 1307 г. обвиняемые соз­нались в непристойных поцелуях в губы, пупок, копчик. В 1311 г. к этому списку был добавлен анус, промежность, половые органы. Вдобавок мы узнаем, что уже двадцать или тридцать лет, если не больше, о маленьких странностях ордена Храма известно всем: францисканец Этьен де Нери рассказывает, что в 1291 г. один из его предков приготовился к вступлению в орден Храма. Его родители и друзья потешались над ним: «Значит, завтра ты поцелуешь анус командора?». Но в это уже не поверила даже папская комиссия.

Таким образом, по отдельности эти обвинения ничего не значат. Чтобы они дали результат, требовалась только политическая воля, способная собрать их в последовательную систему, приноровившись к общественному мнению с помощью искажений, добавлений и вы­думок. Именно это и сделал Гильом Ногаре с подручными, действуя по поручению французского короля. И только выявив мотивы коро­ля, можно надеяться прийти к рациональному объяснению дела ор­дена Храма.

Мотивы короля

В прошлом было принято утвержать, что движущей силой дейст­вий Филиппа Красивого против ордена Храма была материальная заинтересованность. Современная историография, напротив, прида­ет этому фактору минимальное значение. Оставим без внимания мнение любителей эзотерики, «тайной доктрины», уверенных, что тамплиеры «стремились завоевать Бога и его силу посредством ис­пытания воли», а к низменным материальным благам не испыты­вали ничего кроме презрения


назад далее
Навигация