Общий обзор отношений между военными орденами

Традиционно историография противопоставляет их друг другу и воспроизводит штамп, получивший распространение с легкой руки Матвея Парижского: соперничество орденов было причиной всех бедствий и окончательной гибели латинских государств. Из со­временных общих исследований этому вопросу посвящена лишь одна глава в истории госпитальеров, написанной Дж. Райли-Смитом. Од­нако, на мой взгляд, некоторые трактовки этого автора нужно вос­принимать с осторожностью.

Прежде всего Райли-Смит вполне оправданно отмечает, что со­трудничество между орденами было правилом, а ссоры — исключе­нием: кстати, о распрях нам известно из соглашений, призванных положить им конец. Вспомним о соглашении 1262 г., в котором два ордена обязались урегулировать все свои имущественные споры на всем латинском Востоке. В организационном плане существовали положения, благоприятствовавшие сотрудничеству между тамплие­рами и госпитальерами. Так, и тамплиерам и госпитальерам запре­щалось принимать братьев, бежавших или изгнанных из другого ор­дена. Устав ордена Храма предписывал, что, когда братья находятся в своем «доме... никто не должен входить туда без разрешения ни из мирян, ни даже из духовенства, если только они не живут рядом с домом госпитальеров» (статья 145). Точно так же в бою тамплиер, отрезанный от своего отряда и оставшийся один, не имея возможно­сти встать под знамя своего ордена, должен был «направиться к пер­вому знамени Госпиталя или христиан, если они есть поблизости» (статьи 167-168).

На практике общее призвание вынуждало ордены действовать сообща. Они отдали крестоносному делу все свои чаяния, дисциплину и профессионализм. Они умели забывать о своих спорах перед v лицом противника. Во время Третьего крестового похода они пре­красно сотрудничали в военной области, хотя в политическом плане их разделяли разногласия. Они поочередно двигались в авангарде и арьергарде колонны под предводительством короля Ричарда. В девяти случаях из десяти источники того времени говорят о них в общем — идет ли речь о похвале или о порицании.

Тем не менее, как показывают примеры, рассмотренные в пред­шествующих главах, иногда ордены оказывались в состоянии дра­матического конфликта. Дж. Райли-Смит предлагает этому два объ­яснения: два ордена по-разному придерживались разных концепций королевской власти в Святой земле и к тому же не проводили общую внешнюю политику.

Можно ли утверждать, что госпитальеры были роялистами, а тамплиеры — сторонниками баронов? Это предположение нужда­ется в уточнении. Справедливо ли, говоря об Антиохии, считать гос­питальеров роялистами лишь потому, что они поддерживали (вместе с франко-армянскими баронами) Раймунда Рупена, а тамплиеров — баронской партией, коль скоро они пригласили на трон Боэмунда Триполийского? Идет ли речь о союзе Антиохия-Киликия против союза Антиохия-Триполи


назад далее
Навигация