Магистр ордена Храма питается в том же порядке. Прецеп­тор командорства вправе дозволить третий прием пищи. Тамплиер вкушает мясо трижды в неделю (статья 26). «Часто всем братьям дают по два вида кушаний, чтобы те, кто не едят одно, могли бы есть другое, или три вида, когда в домах всего в достатке, и командоры на это согласны» (статья 185).

Трапеза должна была проходить в молчании, как полагалось во всех монастырских общинах. Единственное отличие от цистерциан­цев заключалось в том, что простой тамплиер не знал языка жестов, который позволил бы ему попросить передать хлеб или соль, не произнося ни слова. Значит, ему позволялось что-то говорить, но очень лаконично. Он не должен был мешать чтецу, читавшему от­рывки из священных текстов.

Как на Святой земле, так и на Западе, тамплиер не мог пребывать в праздности: когда прецептор его монастыря не призывал его, что­бы отдать какой-то приказ, он должен был ухаживать за своими ло­шадьми и оружием (статья 285). В случае надобности он должен был приступить к необходимой починке. Впрочем, ему запрещали это делать, когда хотели наказать. Излишне уточнять, что наиболее вос­требован среди братьев-ремесленников был брат-кузнец.

Упражнялись ли тамплиеры в военном искусстве? Атаку тяжелой кавалерии невозможно сымпровизировать. На Западе рыцаря гото­вили к бою на турнирах и охоте. Однако устав воспрещал храмовни­кам участвовать в этих мероприятиях. Безусловно, к учебным ма­неврам следует приравнять переброски отрядов из «казармы» в «ка­зарму», которые тамплиеры Востока устраивали, чтобы убить время. А на Западе? Нам известно немногое: иногда упоминают об участ­ке Фикетскрофт, в Лондоне, который служил площадкой для тренировки. Монастырские статуты предусматривали состязания пострельбе из лука и арбалета, интерес которым придавали пари, где ставкой служили предметы незначительной ценности (статья 317). Богослужение занимало немалую часть повседневной жизни. В уставе предусматривался случай, когда, чаще на Востоке, военные обязанности мешали тамплиерам присутствовать на богослужении. Также позволялось переносить во времени службы первого, третье­го и шестого канонического часа (шесть, девять и двенадцать часов) (статья 10). Но помимо этих исключительных случаев тамплиеры должны были вести себя как монахи, посещать службы, читать псал­мы и «Отче наш» в уставные часы. Понятно, что религиозная жизнь в ордене даже и близко не напоминала великолепие клюнийцев. Од­нако не следует недооценивать роль этих общих молитв, которые, наряду с битвами, вносили свой вклад в формирование чувства еди­нения. Жак де Моле, последний магистр ордена, безусловно, не оши­бался, когда на допросе в ноябре 1309 г. сказал:

что, за исключением кафедральных соборов, он не знает ордена, где у часо­вен и церквей лучше и красивее облачения, реликвии и утварь, а священни­ки и клирики лучше совершают богослужение.


назад далее

Программа step ростехнадзор скачать портал eva обучение и аттестация в ростехнадзоре.

Навигация