Письмо Армана де Перигора, процитированное в предыдущей главе, так же как поэма Рико де Бономеля, показывает, что тамплие­ры знали об этой критике и живо ощущали враждебную атмосферу. Предчувствовали ли они более грозную опасность?

Своего рода набросок записки, составленной в ответ на критику, объектом которой стал орден, был найден в Арле; он явно предна­значался для представителей тамплиеров на Лионском соборе 1274 г.. Если идти от обратного, то из этого текста можно узнать, какими были основные обвинения, выдвинутые против ордена. На­пример, первая часть записки посвящена защите прав и привилегийордена. В ней подробно рассказывается о благотворительной дея­тельности братьев; вот доказательство того, что орден подвергался нападкам как раз по этому поводу. Тамплиеры не только обеспечи­вали перевозку паломников в Иерусалим, но также помогали бед­ным, сиротам, беременным женщинам; новорожденным оказывали приют в орденских домах, где за ними следили «врачи» и дазали не­обходимые лекарства.

Тамплиеры особенно упирали на свои финансовые затруднения, называя даже в числе возможных свидетелей самих сарацин, кото­рые знали, что братья испытывают нехватку в оружии, лошадях и людях. Они приращивали свои ресурсы на Западе, чтобы воспол­нить все увеличивавшиеся потребности на Востоке: всеобщее отсту­пление мусульман, невиданная агрессивность мусульманских султа­нов вынуждали их платить значительную дань и поборы, чтобы вырвать у врага разрешение на перемирие, передышку и добиться выдачи пленных. В конце концов, тамплиеры предлагали проверить их счета. Естественно, этот аргумент должен был до глубины души удивить немало соборных отцов, убежденных в богатстве ордена Храма. Однако описи, составленные в 1307 г., сведения из Арагона, о которых упоминалось в предыдущей главе, свидетельствуют в пользу аргументов тамплиеров.

Боялись ли тамплиеры только за свои привилегии? Могли ли они представить себе, что само их существование поставлено под угрозу? Предчувствовали ли они, что собор может принять решение, про­тивное их интересам? И вот тут мы снова возвращаемся к проблеме слияния орденов. Теперь я попробую взглянуть на нее глазами там­плиеров. А у них могло возникнуть впечатление, что это слияние за­думывалось как поглощение ордена Храма орденом госпитальеров. Разве не могли госпитальеры в силу своего двойного призвания — военного и милосердного — выполнять самые разные миссии, кото­рые собирались вменить единому ордену? Святая земля была поте­ряна, но у ордена госпитальеров оставались его бедняки... Это впол­не может объяснить, почему тамплиеры так настойчиво указывали собору на свою благотворительную деятельность. Не этого ли боял­ся Жак де Моле, когда писал в своей записке на имя Климента V: «Крайне жестоко и неприязненно принуждать человека, который по зову сердца предпочел одеяние и убеждения одного ордена, изменять свою жизнь и обычаи или выбирать другой орден, чего он со­всем не хочет».

В своей записке Жак де Моле изложил аргументы против объе­динения орденов: в общем, то, что нормально при двух существую­щих орденах — здоровая конкуренция, соревнование, — станет ги­бельным при одном ордене — конфликты, внутреннее бездействие. Признаем, в своих аргументах Моле не всегда отличался широтой взглядов. Ему явно не нравилось, что он больше не будет великим магистром. Его аргументация становилась попросту смешной, когда он утверждал, что «во время военных походов на сарацин принято, чтобы один орден находится в авангарде, а второй — в арьергарде». Если останется только один орден, то авангарда и арьергарда просто не будет.

Но Моле был своего рода ограниченным реалистом, который знал толк в людях и честолюбии: борьбу с ними он считал абсолют­но бесполезной. Предложенное магистром сравнение с двумя суще­ствовавшими тогда нищенствующими орденами, которые «оба тщат­ся заполучить самых лучших людей и все больше подбадривают сво­их монахов во всем, что касается совершения богослужения, пропо­веди и наставления в слове Божьем...», очень уместно. Следует отметить, что соперничество между орденами тамплиеров и госпи­тальеров никогда не мешало им действовать сообща, когда в этом появлялась необходимость. Факты этому не противоречат, а совре­менники — тем более: ведь, даже сетуя на разногласия и конфликты, они, как мы видели, хвалят или порицают оба ордена вместе, а не по отдельности.

Затем Моле излагает доводы в пользу слияния. Оно способство­вало бы значительной экономии, «так как там, где сейчас два прецептора, остался бы всего один». Но главное, под видом защиты проекта объединения магистр хитроумно выдвигает самый сильный аргумент, в силу которого слияние не должно состояться: он отмеча­ет, что по сравнению с прошлым щедрость верующих по отношению к орденам уменьшилась, и «им постоянно наносят большой ущерб прелаты и прочие люди, могущественные и нет, клирики и миряне». Однако, продолжает Моле, «если слияние все же произойдет, то [но­вый] орден станет таким сильным и могущественным, что сможет защитить свои права от кого угодно и непременно так и сделает». Вне всякого сомнения, именно так и рассуждали Филипп Красивый, Эдуард I, Хайме II или король Кипра — убежденные противники объединенного ордена.

Очевидно, что, даже не произнося этого вслух, Моле наверняка не сомневаться в том, что этих самых монархов больше устраивало существовавшее положение дел. Но именно в этом вопросе интуи­ция подвела Моле, в отличие от Фулька де Вилларе, великого маги­стра госпитальеров, который сумел вывести свой орден из-под уда­ра, разместив его за пределами Западной Европы.

Моле не был гением, это ясно. Однако было бы неправильно це­ликом сосредотачиваться на двух-трех нелепых или несомненно смехотворных положениях его записки для папы. При более внима­тельном прочтении видно, что автор обладал здравым смыслом, ему не чужд был реализм и даже хитроумие. Моле — консерватор: он так и пишет в начале своего доклада: «Невозможно или по крайней мере редко удается вводить новшества, не вызывая великих опасностей». В этом он полностью остается человеком своего времени — средне­вековья. Написанное им почти не отличается от того, что в это же са­мое время вышло из-под пера ученых авторов записок о крестовом походе и слиянии орденов. Например, Раймунд Луллий совершенно серьезно рассуждал о цвете плаща и креста будущих рыцарей едино­го ордена. А уже в середине XIV в. Филипп де Мезьер, автор трактата на ту же тему, посвятил этой проблеме не одну страницу, исполнен­ную самой искренней заинтересованности. Почитать бы им «Новые приклюгения Лиса»!

Короче говоря, я не нахожу в докладной записке Моле ничего, чтобы могло бы оправдать то нелепое обвинение в глупости, кото­рое обычно предъявляют Моле. Филипп Красивый и его советники, похоже, были того же мнения. Они предпочли обвинить его в ереси.


назад далее

Навигация