Вступление в орден символически отмечалось вручением плаща. После обоюдных клятв «те, кто возглавляет капитул, долж­ны взять плащ и накинуть его на плечи и завязать...» (статья 678).

Сначала, как сообщают нам Гильом Тирский и Жак де Витри, тамплиеры носили свою мирскую одежду. По составленному в Труа уставу тамплиеры получили права одеваться в белое. Чуть погодя это белое одеяние стали носить только братья-рыцари, а сержантам и всем остальным было предписано надевать грубый коричневый (или черный) плащ. Причиной такого разграничения стали социальная иерархиезация, появившаяся в ордене, и, без сомнения, некоторые злоупотребления (люди, не имевшие с орденом ничего общего, мог­ли потребовать себе белый плащ). Таковы же были цвета аббатства Сите: белый для монахов и коричневый для послушников.

Статья 17 устава уточняет смысл, очень простой, этих цветов: «Те, кто оставил сумрачную жизнь, своим белым плащом показыва­ют, что примирились со своим Творцом. Белый цвет обозначает бе­лизну и здоровье тела... он есть целомудрие, без которого никто не может узреть Бога». Символизируя целомудрие своей белизной, плащ такжетоворил о нищете: материалом для него служило грубое сукно, некрашеное и невыделанное.

Ни в латинской, ни во французской версиях устава не упоминает­ся о кресте. Этот символ, расположенный на левом плече, над серд­цем, появляется на орденском плаще только в 1147 г.: 27 апреля это­го года папа Евгений III, прибывший во Францию в связи с началом Второго крестового похода, присутствовал на собрании капитула ор­дена в Париже и предоставил тамплиерам право носить крест посто­янно. Этот крест был простым, но якорным или с расширяющимся концом — в знак мученичества за Христа, он был красным, так как этот цвет обозначает кровь, пролитую за Христа, и одновременно символизирует жизнь. Известно, что обет отправиться в крестовый поход сопровождался принятием креста, стало быть, постоянное но­шение этого знака говорило о неизменности клятвы и непрерывно­сти крестового похода тамплиеров.

Хронист Эрнуль, писавший в XIII в., приводит придуманные при­чины ношения рыцарями-монахами креста. По его мнению, там­плиеры и госпитальеры в память о своей разорванной связи с капи­тулом Гроба Господня, позаимствовали часть «символов с покрова Гроба», а именно красный крест. Как бы то ни было, все военные ор­дена в конце концов пришли к плащу с крестом: у госпитальеров это был белый крест на черном плаще, у ордена св. Лазаря (куда вступа­ли прокаженные рыцари) — зеленый крест на белом плаще, а члены Тевтонского ордена носили черный крест на белом плаще. Тамплие­ры без особого восторга восприняли белый плащ тевтонов и дали им об этом знать.

В конце XIII в., если не раньше, начались некоторые послабле­ния: отдельные тамплиеры и госпитальеры стали появляться в Париже «в гражданском». Королевский ордонанс, поступивший в пар­ламент в 1290 г., предупреждал: если тамплиеры и госпитальеры не носят своих одеяний, то не могут более пользоваться привилегиями, дарованными их орденам.


назад далее
Навигация