Крестовый поход Людовика IX вызвал оживление фрахтовочной активно­сти в Марселе: госпитальеры наняли в графстве Форе судно, еще находившееся на верфи, приспособленное для перевозки шестидеся­ти лошадей, для управления которым требовалась команда из соро­ка одного человека. Это был огромный корабль, и крестовые походы дали импульс стремительному прогрессу в области кораблестрое­ния. Мы знаем, что Гуго де Пейен, отправившийся в путь из Марселя в 1129 г., «вез с собой множество людей, одних пешими, других вме­сте с лошадьми». Успех, достигнутый в организации поставок ло­шадей, был ощутимым: в 1123 г. венецианцы впервые перевезли ло­шадей на большое расстояние, делая частые заходы в порты. В 1169 г. в связи с византийско-латинским походом на Дамьетту византий­цы переоборудовали свои корабли так, чтобы лошадей можно было выгружать с помощью пандуса. К Третьему крестовому походу дан­ная технология была доведена до совершенства — именно тогда по­явились корабли юиссье, которые пятьдесят лет спустя Жуанвиль описал следующим образом:

Сегодня была открыта дверь корабля и всех лошадей, которых мы должны перевезти за море, завели внутрь. Затем дверь закрыли и хорошо задраили, как законопачивают бочку, потому что, когда корабль находится в море, эта дверь полностью находится под водой.

В трюме лошадей удерживали ремни. Подобное устройство ко­раблей юиссье связано с техникой высадки: корабль подходил как можно ближе к берегу, дверь открывалась, и всадники верхом на ло­шадях выезжали на землю. Как только «десант» покидал огромное грузовое судно, оно могло подойти и расстаться с остальным грузом, который оно перевозило помимо лошадей. Обычно корабль юиссье мог перевозить сорок лошадей, но, как мы видели, это количество могло доходить и до шестидесяти.

Подобно тому как тамплиеры сделались банкирами, они освоили и профессию моряков. После Первого крестового похода прибреж­ные города удалось завоевать только с помощью флотов итальян­ских городов или северо-западной Европы. В 1291 г. последние жи­тели и защитники Акры оставили разрушенный город на судах ордена Храма. В этом исходе принимал участие Рожер де Флор и его огромный корабль «Фокон дю Тампль».

Показательная история жизни Рожера де Флора, капитана и кондотьера

Каталонский хронист Рамон Мунтанер, который на рубеже ХIII-ХIV вв. пиратствовал на Средиземном море на службе у короля Арагона, хорошо знал Рожера де Флора. Он и поведал нам его историю.

Это был «человек невысокого происхождения, который благода­ря своей смелости был возведен в столь высокий ранг, какого нико­гда не имел никто другой». Он был сыном сокольничего императора Фридриха II и богатой женщины из Бриндизи. Сокольничий пал в битве при Тальякоццо, которая обеспечила победу Карлу Анжуй­скому над Конрадином, последним Гогенштауфеном. Осиротев и ли­шившись имений своего отца, Рожер и его брат отправились в Брин­дизи, где зимовали корабли из Апулии и Мессины.


назад далее
Навигация