А вот другой символ — печать, и даже несколько, так как помимо печати, удостоверявшей волю ордена, у магистра была и своя личная печать. С одной стороны печати был выбит купол, венчающий круг­лое здание с колоннами. Но в отличие от часто высказываемого мне­ния этот купол принадлежит не храму Господа, т. е. мечети Омара, а храму Гроба Господня. Таким способом тамплиеры хотели напом­нить об изначальной функции своего ордена — защите пилигримов, идущих помолиться у гробницы Христа71. Купол храма Господа, вме­сте с храмом Гроба Господня, украшал и печать королевства Иеруса­лимского. На ней они обрамляли башню Давида — королевский дворец.

Другая сторона печати тамплиеров еще больше разжигает любо­пытство историков. Речь идет об изображении двух всадников на одном коне в сопровождении следующей подписи: «Печать рыцарей Христовых». Существует множество интерпретаций этого изобра­жения. Принимая на веру сообщения английских хронистов, некото­рые ученые стремились увидеть здесь символ первоначальной нище­ты ордена: «В этом году было положено начало ордену тамплиеров, которые сначала были так бедны, что на каждой лошади ездило по двое братьев, что поныне и выбито на печати тамплиеров, чтобы взывать к состраданию». Это объяснение неправдоподобно: пер­вые рыцари, конечно, были «бедными», но все они были рыцарями. А согласно уставу, каждому разрешалось иметь по две лошади.

Кроме того, выдвинули и другую причину: печать символизирует единение и самопожертвование. Хотя некоторые историки предпо­читают видеть в этих двух рыцарях основателей ордена, Гуго де Пейена и Жоффруа де Сент-Омера, приходится ограничиться символи­кой доброго согласия, единодушия и дисциплины, которые должны царить среди тамплиеров. Некоторые положения устава раскрывают эту символику, особенно статья «О мисках и кубках»: «В том, что ка­сается владения мисками, пусть братья едят по двое, дабы один забо­тился о том, чтобы другой проводил жизнь в воздержании и в при­вычке к общей трапезе» (статья 25). Это вовсе не значит, что тамплиеры ели по двое из одной миски, как это слишком часто утверждают, хотя такое нередко случалось в средние века.

Предписывалось также разламывать хлеб сообща. Ведь устав предназначался для киновийных монахов, а не отшельников, и по­тому делал упор на общинной жизни. Печать, в свою очередь, сим­волизировала то же самое.

Важный смысл несло также знамя тамплиеров, называемое «босан» или «босеан», что означает «двухчастное». Так говорили, на­пример, о лошади, если у нее в окраске присутствовало два цвета. «Я привел Босана, моего боевого коня, из Кастилии» (Рауль из Кам-брэ, лесса LХХХV). Если не считать этого случая, «босан» — это при­лагательное и никогда не используется в одиночку. Знамя ордена Храма называлось — двухчастным», так как было черно-белым, по­добно тому как плащи тамплиеров были либо черными, либо белы­ми, в зависимости от статуса братьев


назад далее
Навигация