Непрерывная война (1153-1180 гг.)

Латиняне и мусульмане во второй половине XII столетия

Падение Аскалона обеспечило безопасность южной части коро­левства и открыло франкам путь в Египет. Через год Нур-ад-Дин за­хватил Дамаск. Отныне по всей восточной границе, от Антиохии до Акабы, франкам противостоял один и тот же враг. Гильом Тирский не заблуждался насчет важности этого события, которое, по его сло­вам, было «роковым для христиан, поскольку человека, не имеюще­го власти, сменил серьезный противник». За несколько лет геопо­литическая ситуация на Ближнем Востоке совершенно изменилась.

В 1146 г. всеобщее внимание было обращено на Алеппо, Эдессу и Антиохию. Казалось, история повторяется: словно вновь начался Первый крестовый поход. Людовик VII и Конрад III, — подобно Готфриду Бульонскому и Раймунду Тулузскому пятьюдесятью годами раньше — погрязли в византийских интригах, а затем застряли в го­рах Малой Азии. Но с 1148 г. приоритетным стало направление на Дамаск. Начиная с 1154 г. центр тяжести изменился, и на долгие годы под прицелом оказался Египет. Даже в 1306 г. (к этому времени латинских государств уже не существовало), когда папа спросил у Жака де Моле, великого магистра тамплиеров, и Фулька де Виларе, великого магистра госпитальеров, что, по их мнению, будет достой­ной целью для нового крестового похода, они оба назвали Египет.

В 1154 г. Египтом правила династия Фатимидов. Каир был сто­лицей шиитского (исмаилитского) халифа, который для суннитских властей Багдадского халифата был еретиком. Нур-ад-Дин, объеди­нив Сирию, повернулся к Египту. Он преследовал религиознуюцель — искоренить шиитскую ересь, и политическую — объединить, воспользовавшись благоприятным моментом, мусульманский мир, что бы затем покончить с неверными: христианами латинских государств своими просчетами латиняне только ускорили объединение Сирии. Теперь им следовало приложить все силы, чтобы избежать сиро-египетской унии.

В этой ситуации поле для маневра у военных орденов сузилось. Они были выразителями идеи крестового похода и непрерывной войны с неверными. И придерживались в их отношении агрессив­ной политики. Они были всегда под рукой, когда нужно было совер­шить набег или принять участие в битве. Но опыт, приобретенный в Святой земле, военный профессионализм и знание противника научили рыцарей-монахов осторожности. Они понимали: завоева­ния ничего не стоят, если их нельзя удержать. Но королевство Иеру­салимское — если говорить только о нем — могло выставить всего шестьсот рыцарей. Военные ордены могли добавить к ним еще ше­стьсот. С учетом сержантов и всевозможных вспомогательных бой­цов получался прекрасный воинский отряд. Но для обороны его было недостаточно. Ибо, если решение военных задач ограничива­лось только способностью вести эти войска к победе, то пределы по­литических возможностей были очевидны: речь идет о низкой чис­ленности франкского населения, которое никогда не превышало ста пятидесяти тысяч человек


назад далее
Навигация