На следующий год он вновь воспользовался услугами тамплиеров, чтобы перевезти на их корабле тридцать пять лошадей в Акру, где их принял его представитель Рожер де Сансеверино. Двадцать шестого мая 1294 г. глава ордена Храма на Пелопоннесе, Эсташ де Гершвиль получил разрешение беспрепятственно покинуть Апулию вместе с кораблем, на борту которого находилось семь ло­шадей и мул. И в том же г. король запретил своим таможенным аген­там требовать у тамплиеров, следующих из-за моря, предъявления луков и арбалетов, перевозимых на их кораблях.

Храмовники перевозили сырье или оплачивали его доставку. Ра­зумеется, речь шла о дереве, но также и железе. Подтверждением этому служит договор, заключенный в Акре в апреле 1162 г. между Романо и Самуэлем Мерано (знаменитыми венецианскими купца­ми), получившими от Дато Келси, жителя Акры, поручение выдать братьям ополчения Храма пятьдесят кантаров железа, что составля­ет примерно одиннадцать тонн.

С того момента, когда в распоряжении военных орденов оказал­ся флот, они взяли на себя перевозку паломников. При этом они сна­чала размещали их в своих западных домах, расположенных вблизи портов отправления на Святую земли: Арля, Сен-Жиля, Марселя, Биота, Бари, Барлетты, Бриндизи... Паломники доверяли им, так как корабли орденов следовали под охраной. К тому же они не продава­ли своих пассажиров в рабство в мусульманских портах, как иногда поступали генуэзцы и пизанцы. За год два корабля орденов тамплие­ров и госпитальеров с портом приписки в Марселе могли перевезти шесть тысяч паломников. Знаменитый Рожер де Флор, об удиви­тельных приключениях которого я расскажу в следующем разделе, успел изучить навигацию, плавая на корабле под командованием брата-служителя Храма, переправлявшем паломников из Бриндизи.

Корабли у тамплиеров появились в конце XII в. В апреле 1207 г. два ломбардских купца, обосновавшихся в Константинополе, занима­лись устройством своих дел «перед нашим возвращением в Венецию из паломничества, которое мы совершим, переправившись через море на корабле рыцарей Иерусалимского Храма...». Тамплиеры Англии владели собственными судами для перевозки вин из Пуату с погрузкой в Ла-Рошели. Но основная часть их деятельности в ка­честве судовладельцев и морских перевозчиков проходила в Среди­земноморье. Тамплиеры и госпитальеры (в этой области между ними не было никакого различия, и все, что справедливо для одних, полностью применимо и к другим) наладили в портах особую струк­туру и разработали собственную политику фрахтовки.

В графстве Прованс излишки внутренних командорств транспор­тировались в порты — Ниццу, Биот, Тулон... В Тулоне орден Храма выстроил два дома в квартале, называвшемся Carriero del Templo (квартал тамплиеров), расположенном у самых стен, защищавших город со стороны моря. Храмовники распорядились пробить стену на уровне своих домов, чтобы облегчить себе прямой доступ к морю и тем самым ускорить погрузку своих судов


назад далее
Навигация